Deturbo Mode
- при разрешении этого параметра сигнал FLUSH# процессора становится активным, и никакие данные после этого не кэшируются в свой внутренний кэш процессорами архитектуры Pentium Pro (Pentium II, Celeron и т.п.). Разрешение этого параметра ("Enabled") следует использовать только при необходимости сознательно замедлить работу компьютера. "Disabled" устанавливается по умолчанию.
Опция "AMI BIOS", "Boot Speed", аналогична предыдущим и предлагает следующие значения: "Deturbo" и "Turbo" (по умолчанию). Стоит напомнить, что снижение скоростных характеристик может понадобиться и для старых карт расширения.
Опции могут носить название "Turbo Switch", "Turbo Switch Function" и "Turbo/Deturbo Switch", хотя в некоторых случаях речь может идти только о разрешении работы переключателя TURBO>. А в некоторых случаях, что естественно связано с реализацией чипсета и маркой процессора, возможно также периодически приостанавливать конвейер процессора. Некоторые из этих опций уже изъяты "из обращения".
В давние времена в компьютерах Turbo XT и ранних AT кнопка TURBO> на передней панели ПК была предназначена для повышения тактовой частоты процессора сверх номинальной с целью ускорения его работы. При этом устойчивая работа на этой частоте не гарантировалась. Появление компьютерных систем с тактовыми частотами, превысившими характеристики предыдущих (4,77 и 8 МГц), сопровождалось далее не только сохранением переключателя TURBO>, а и, можно сказать, совершенствованием turbo-режимов.
Прежде всего пришлось решать проблемы совместимости со "старым" программным обеспечением, у которого какие-либо временные характеристики, задержки формировались путем подсчета циклов процессора. Проблема заключалась в том, что многие старые программы пользовались для измерения времени скоростными параметрами XT, отчего на AT-моделях работали с ошибками. Поэтому на более поздних и быстрых AT-286 и ранних 386-х компьютерах кнопка TURBO> стала использоваться для понижения частоты. В режиме "Turbo" процессор работал на своей максимальной частоте (читай, оптимальной), а при отжатой кнопке - на пониженной. Естественно, что при этом менялась частота синхронизации. В компьютерах AT-286 и 386, у которых входная системная частота делилась внутри процессора пополам, входной сигнал синхронизации назывался "CLK2IN".
В начале 90-х годов, на последних 286-х и 386/486-х компьютерах был введен другой способ управления скоростью: частота системного генератора была постоянной, а при замыкании контактов кнопки TURBO> принудительно замедлялась работа с внешним кэшем и памятью. Для большинства программ это не давало заметного эффекта, поскольку сам процессор и его внутренний кэш (не в 286-х моделях) продолжали работать с обычной скоростью.
В последних 486-х моделях и первых "пентиумных" кроме обычного отключения внешнего кэша стал использоваться режим прерывистой синхронизации. Каким образом это решалось аппаратно?
В некоторых реализациях системных плат класса 386/486 порт вывода контроллера клавиатуры 8042, кроме участия в формировании сигналов Gate A20 и Soft CPU Reset, стал формировать также сигналы управления режимом "Turbo" и включения кэш-памяти. Эти сигналы нашли применение и в процедурах POST. На одном из этапов POST порт вывода программировался так, чтобы режим "Turbo" был включен (Hi-Speed), кэш L1 и L2 выключен (Cache-off).
Дальнейшее развитие компьютерных технологий привело к изменению и роли многострадальной кнопки TURBO>. На большинстве современных системных плат кнопка TURBO>, если она присутствует конечно, нынче участвует в реализации функций режима "Suspend". Режим "Suspend" обычно может быть запрещен опцией в "BIOS Setup", тогда кнопка TURBO> не влияет на работу системы. На некоторых новых платах замыкание контактов кнопки снова понижает частоту системного генератора. Об использовании кнопки TURBO> в реализации режимов энергосбережения - в соответствующем разделе.