Психология цвета
Rс : R3: Rk = 0,46: 0,31; 0,15 ? 3:2:1 (рис. 2.9, ось ординат справа, показано пунктиром). Из кривых видно, что излучение ?1
=500 нм дает реакции Rс:R3:Rк= 0,27:0,46:0,23? ? 1:2:1. Можно подобрать к нему другое излучение ?2,
такое, чтобы смесь ?1 + ?2,
раздражала рецепторы в том же соотношении реакций, что и ?, т. е. 3:2:1. Это излучение ?2,= 416 нм. Оно дает реакцию Rc = = 0,42. Очевидно, цвета излучений ?
и смеси ?1,+?2, метамерны.
Образование цветов смесей ограниченного числа монохроматических излучений не представляет большого практического интереса, потому что тепловые источники имеют сплошной спектр. Однако рассмотренные примеры могут быть распространены на любой случай. На рис. 2.10 показана схема, поясняющая формирование цветового ощущения при непрерывном спектре. Под кривыми спектральной чувствительности рецепторов (рис. 2.10, а) сплошной линией дана кривая распределения мощности некоторого излучения (рис. 2.10, б).
Перемножив ординаты кривой распределения потока излучения на ординаты кривых реакций, получим величины реакций на каждую из монохромати-
ческих составляющих сложного излучения (рис. 2.10, в, сплошные линии). Площади, ограниченные кривыми реакций и осью абсцисс, пропорциональны общей (интегральной) реакции на это излучение.
Очевидно, что реакции рецепторов на излучение Ф (?) определяются интегралами:
(2.4)
Понятно, что некоторое значение каждого из интегралов может сохраниться при разных формах кривых спектрального распределения потока излучения (пунктир), как это видно из рис. 2.10, б.
Из теории цветового зрения вытекает и представление о дополнительных цветах, т. е. цветах излучений, смесь которых имеет белый цвет. К световому пучку, раздражающему все рецепторы в разной степени, всегда можно подобрать другой, дополняющий раздражения до равных и, следовательно, дополняющий цвет первого пучка до белого.
Психология изучает одну из основных функций мозга — отражение им окружающей действительности. В круг задач этой науки входит познание закономерностей, связанных с ощущениями, т. е. отражением отдельных свойств предметов и явлений в сознании.
Ощущения являются основой познания, источником сведений о внешнем мире. Среди ощущений важное место занимают зрительные и особенно цветовые, которые дают более подробные представления об окружающей действительности, чем ахроматические.
Психология цвета изучает закономерности образования цветового ощущения. Из рис. 1.1 ясно, что оно зависит от физических свойств излучения — спектрального состава и мощности и, кроме того, от физиологических свойств зрительного аппарата — главным образом распределения чувствительности цветочувствительных рецепторов по спектру.
Электрические сигналы, направленные в мозг, определенным образом перерабатываются в зрительное ощущение. Известно, например, что происходит их логарифмирование (закон Вебера — Фехнера) и квантование (пороги восприятия).
3.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА 3.1.1. Пороги восприятия
Для того чтобы установить связь между физическими свойствами излучения и его способностью вызывать то или иное ощущение, необходимо установить количественную характеристику последнего. Сложность задачи измерения ощущения состоит в том, что органы чувств не в состоянии фиксировать его уровень. Поэтому метода прямого измерения ощущений — сладости, боли, светлоты и т. д. — пока нет. В то же время существует метод относительной оценки каждого из них. В его основе лежит понятие о порогах восприятия.
Действие раздражителя (стимула) вызывает ощущение только в том случае, когда его количественная характеристика, например мощность, выше некоторого значения, называемого пороговым. Тот наименьший уровень раздражения, который можно ощутить, называется порогом ощущения. Порог светового ощущения, как мы видели (см. с. 15), весьма невелик: для зрительного обнаружения светового излучения достаточно нескольких квантов света.
По порогу ощущения определяется световая чувствительность глаза.
Для различения двух излучений требуется заведомо большая разница их энергий, чем та, которая обеспечивает обнаружение излучения. Наименьшее, едва различимое приращение ощущения, возникающее при сравнении двух излучений, носит название порога различения. Он служит мерой приращения зрительного ощущения.
Пороги ощущения и различения имеют общее название порогов восприятия. Теория цвета пользуется понятиями порогов восприятия светлоты, цветового тона, насыщенности.
Порог различения выражают либо через разность световых характеристик сравниваемых излучений, либо через отношение этой разности к характеристике, имеющей меньшее численное значение. Порог, выражаемый разностью значений величины, называется разностным. Например:
?В = В1 — В (3.1)
где ?В — наименьшая разность яркостей, обеспечивающая зрительное отличие большей яркости В1 от меньшей В. Или:
??,= ?1 —?
где ?? — наименьшая разность длин волн, при которой излучение ?1 можно зрительно отличить от излучения ?.
Рис. 3.1. Схема определения числа порогов
Как будет ясно из дальнейшего, при установлении связи яркости с уровнем зрительного ощущения — светлотой — порог различения непосредственно связан не с разностью ?В, а с ее отношением к меньшей яркости В. Отношение ?В:В, при котором яркости излучений минимально различаются, называется дифференциальным порогом.
Метод измерения порогов рассмотрим на примере определения числа яркостных порогов различения между двумя полями, имеющими разные яркости. Это — метод пороговых приращений. Все сказанное об определении числа порогов по яркости относится и к порогам по насыщенности или цветовому тону.
Схема определения числа порогов показана на рис. 3.1. Грани призмы, образующие фотометрическое поле, освещены через светорегулирующие устройства (на рис. 3.1, а — оптические клинья). Пусть требуется найти число порогов между яркостями В0 иВ2. В этом случае исходное поле имеет вид, показанный на рис. 3.1,6.
Введением нижнего опти ческого клина можно уменьшить яркость нижней грани так, чтобы обе половины фотометрического поля находились на пределе различения. Тогда между яркостями граней — один порог различения -- минимальная мера приращения светлоты. После этого следует отсчитать еще один порог, на этот раз от верхней половины призмы, увеличив соответствующим образом, путем выведения верхнего клина, яркость нижней половины поля (рис. 3.1, д). Допустим, что нижняя, половина поля достигла в этом случае исходной яркости, т. е. В2. Это значит, что между половинами поля, обладающими яркостями В 2 и В0, —два порога различения.
Метод пороговых приращений имеет две особенности. Во-первых, порог— не световая величина, а психологическая — мера ощущения, в нашем примере — мера светлоты. Во-вторых, его можно отмерить только от некоторого уровня, указав лишь приращение светлоты или другого ощущения.
Пороги связаны со световыми величинами. Эта связь дает возможность выражать психологические характеристики через световые, которые достаточно надежно измеряются обычными фотометрическими методами. Полученные таким образом зависимости представляют собой наиболее важные соотношения психологии цвета.
Все психологические характеристики имеют световые аналоги. Светлота цвета зависит от его яркости. Подобно этому цветовой тон можно выразить через доминирующую длину волны, а насыщенность — через колориметрическую чистоту. Ниже будут рассмотрены световые характеристики цвета и их связь с психологическими.
3.1.2. Восприятие яркости
Уровень светового ощущения — светлота — непосредственно связан с освещенностью сетчатки или, что то же, со световым потоком, получаемым единицей ее площади. Можно доказать, что последняя величина определяется яркостью излучения. Найдя связь светлоты с яркостью, можно перейти от психологических величин, измерение которых сложно и результаты плохо воспроизводимы, к световым. Зная эту связь, можно рассчитывать значения яркостей, обеспечивающие заданные светлоты.
Вебер, исследуя ощущение силы тяжести, нашел, что минимально обнаруживаемое ощущение зависит не от приращения стимула (причины, вызывающей ощущение), а от отношения этого приращения к первоначальному значению стимула. В приложении к световым ощущениям это означает, что минимально обнаруживаемая яркость зависит не от разностного порога ?В, а от его отношения к первоначально взятой яркости В. Иначе, разностный порог ДВ связан с исходной яркостью В. Это можно представить в виде равенства
(3.2)
Первоначально предполагалось, что коэффициент ? постоянен и, следовательно, разностный порог ДВ и яркость В находятся в линейной зависимости.
Из уравнений (3.1) и (3.2) следует, что
(3.2,а)
Отношение ?В/В — дифференциальный порог, или пороговый контраст. Если дифференциальный порог постоянен, то это значит, что некоторый прирост светлоты ?w можно выразить числом R порогов: ?w = R?.
Фехнер ввел допущение о том, что минимально обнаруживаемое приращение стимула (яркости в нашем случае) и вызываемого им ощущения (светлоты) можно рассматривать как бесконечно малые величины. Учитывая это и принимая во внимание предыдущие соотношения, получим
Интегрируя это выражение, получаем общее соотношение между световым стимулом — яркостью и уровнем вызываемого им ощущения светлотой, называемое законом В е б е р а— Фехнер а:
(3.3)
В этом уравнении w — светлота, выражаемая числом порогов, как это показано на рис. 3.1, Постоянные k и С имеют обычный смысл коэффициентов линейного уравнения.
Для того чтобы рассчитать приращение светлоты по приращению яркости, нужно установить численное значение коэффициента k. Из уравнения (3.3) следует, что он представляет собой отношение ??:?lgB.
Пусть ?? равно одному порогу. Тогда Д lg В есть приращение логарифма яркости, вызывающее едва заметное изменение светлоты. Если ?? =1, то k = 1/?lgB. Из отношения (3.2, а) следует:
Логарифмируя это выражение, получим
Следовательно,
Многие исследователи считают, что в пределах соблюдения закона Вебера — Фехнера и при достаточно больших угловых размерах объекта наблюдения пороговый контраст колеблется в пределах ? = 0,05 — 0,1. Тогда k — 25—30. Пользуясь формулой (3.3), можно подсчитать, что светлота, например, при переходе от яркости В = 10 кд?м-2
к яркости В1 = 100 кд?м-2 возрастает на 25 — 50 порогов.
Таким образом, восприятие яркостей описывается законом Вебера — Фехнера, по которому уровень зрительного-ощущения, выражаемый светлотой, пропорционален логарифму яркости. Критерием соблюдения закона Вебера-Фехнера служит постоянство дифференциального порога. Исследования, начавшиеся еще в прошлом веке, показали, что (закон Вебера — Фехнера соблюдается в некотором интервале яркостей с точностью, достаточной для многих случаев практики. Лаури изучал постоянство порога на фотометрическом поле, расположенном на фоне постоянной яркости. Такая методика позволила установить закономерности восприятия при адаптации глаза на определенную яркость. Рассматривались два уровня адаптации — 34,3 и 318 кд-м~2. Кривые, полученные Лаури, показаны на рис. 3.2. Из графиков видно, что дифференциальный порог в области малых яркостей быстро падает с изменением В. В области средних яркостей он изменяется незначительно, и его можно считать постоянным. В этом интервале закон Вебера — Фехнера практически выполняется. Область выполнения закона зависит от уровня адаптации глаза: при малых уровнях яркости эта область начинается раньше, чем при больших. Минимальное значение ?В:B относится к яркости адаптации.
Миз представил данные Лаури в виде функции контрастной чувствительности глаза k = f(lg В). В результате интегрирования указанной функции им была построена кривая восприятия, выражающая зависимость числа порогов различения от логарифмов яркости, иначе говоря, ту же зависимость, которую выражает закон Вебера — Фехнера, но полученную на основании экспериментальных данных.
Контрастной чувствительностью глаза k называется его способность к различению яркостей смежных участков. Она обратна дифференциальному порогу. Чем меньший контраст обнаруживает глаз, тем больше его контрастная чувствительность. Или, иначе: чем большее число порогов ?? обнаруживает глаз в данном интервале яркостей ?B, тем выше его контрастная чувствительность.
Следовательно, производная d?/dB есть некоторая функция контрастной чувствительности k:
Рис. 3.2. Кривые Лаури:
А — адаптация на 34,3 кд • м-г; В — на 318 кд • м-2
Рис. 3.3. Кривые Миза
Интегрируя это выражение, получим соотношение между светлотой и яркостью в зависимости от контрастной чувствительности глаза:
Кривые контрастной чувствительности глаза А и восприятия В, полученные Мизом по данным Лаури, показаны на рис. 3.3. Рис. 3.3 получен на основании зависимости, приведенной на рис. 3.2 (кривая А).
Точками отмечен уровень адаптации, при котором производились измерения. Максимум кривой контрастной чувствительности, как видно из рис. 3.3, наблюдается при яркости адаптации.
Кривая восприятия, рассчитанная на основании кривых Лаури, прямолинейна лишь на некотором участке, где закон Вебера — Фехнера выполняется. Яркость адаптации находится в середине этого участка.
На практике часто светлоту определяют по усредненным формулам, полученным для некоторых условий освещения (см. 8.3), что проще, чем расчет с учетом яркости адаптации.
3.1.3. Восприятие цветности
Цветовой тон и насыщенность, так же как и светлоту, можно выразить через световые величины. Такой способ их выражения основан на том, что спектр содержит все цвета природы (кроме пурпурных). Поэтому к любому световому пучку, кроме пурпурного, можно подобрать тождественный ему по цвету монохроматический. Если насыщенности данного и спектрального цветов одинаковы (их нетрудно уравнять, см. ниже), то цветовой тон данного можно задать через цветовой тон тождественного ему по цвету спектрального (т.е.
монохроматического). Длина волны соответствующего монохроматического излучения называется доминирующей длиной волны данного цвета — ?d. Она — физическая характеристика цветового тона.
Цветности пурпурных цветов, которых нет в спектре, также выражают доминирующей длиной волны. Находят цвет, дополнительный данному пурпурному, и определяют для него ?d,. Штрихом указывают, что эта величина относится к пурпурному. Иначе говоря, ?500 — доминирующая длина волны некоторого голубого, a ?5oo — дополнительного ему пурпурного.
Физической характеристикой насыщенности служит величина, называемая колориметрической чистотой цвета р:
(3.4)
где В?, — яркость монохроматического излучения, тождественного по цветовому тону данному; В6 — яркость белого излучения.
Принцип измерения колориметрической чистоты показан на рис. 3.4. На одну половину фотометрического поля нужно направить излучение Ц, колориметрическая чистота цвета которого измеряется, а на другую — смесь монохроматического М, тождественного по цветовому тону определяемому, и белого Б. Монохроматическое излучение вырезается щелью из спектра Сп. При этом соотношение компонентов смеси можно изменять. Установив тождество обеих половин поля и зная S?, и Вб на поле сравнения, находят отношение
при котором устанавливается колориметрическое тождество.
Физический смысл понятия станет более ясным, если принять В?, = 1 и выразить Вб как долю В?. Тогда
откуда следует, что чистота цвета обратна относительному содержанию белого в смеси В? + Вб, при котором эта смесь имеет заданный цвет.
Таким образом, колориметрическая чистота данного цвета устанавливает относительное содержание монохроматического и белого В излучении, зрительно тождественном дан-
Рис. 3.4. Принцип измерения колориметрической чистоты
Рис. 3,5. Значения порогов цветоразличения по цветовому тону.
/ — по Райту и Питту; 2 — по Бедфорду и Вышецки
ному. В дальнейшем (с. 91) будем различать собственно колориметрическую чистоту и условную чистоту цвета.
Пороги цветоразличения по цветовому тону. С увеличением длины волны цветовые тона участков спектра, а следовательно, и доминирующие длины волн изменяются плавно. При небольшом приращении длины волны глаз не ощущает разницы цветовых тонов. Только тогда, когда приращение возрастает сверх порогового, она становится заметной. Разностный порог ??, = ?1 — ? называется порогом цветоразличения по цветовому тону.
Пороги цветоразличения были исследованы многими авторами. На рис. 3.5 представлены данные Райта и Питта (1934 г.) (кривая 1) и Бедфорда и Вышецки (1958 г.) (кривая 2). Из рисунка видно, что участки спектра, где порог имеет наименьшее значение, расположены вблизи ?
= 500 нм (голубые тона) и около 550—600 нм (от зеленых до оранжевых тонов). Это — области спектра, в которых глаз обладает наибольшей чувствительностью к изменению цветового тона. Здесь разница цветовых тонов отмечается зрительно, если длины волн излучений различаются на 1—2 нм. Хуже всего цветовые тона различаются на концах спектра (т. е. в его сине-фиолетовой и красной областях). Здесь порог цветоразличения по цветовому тону составляет 4—6 нм и более.
В опытах Райта и Питта, а также других исследователей яркость во всех участках спектра сохранялась постоянной. Поэтому ее влияние на пороги было исключено.
В некоторых работах приводятся несколько иные значения порогов цветоразличения по цветовому тону, чем найденные этими исследователями. Однако характер кривой, связывающей порог ??, с длиной волны ?, во всех случаях сохраняется. Поэтому положение областей максимальной и минимальной чувствительности глаза к цветовому тону, показанное на рис. 3.5, следует считать достаточно достоверным.
Приняв среднее значение ?? = 2 нм и длину видимой части спектра равной 700—400 = 300 нм, найдем, что число цветовых тонов, различимых глазом при постоянной яркости всех участков спектра, составляет 300:2 = 150. Их подсчет с учетом точных значений порогов цветоразличения по цветовому тону, производившийся разными авторами, дает число, близкое к этому.
Однако это еще не полное число цветовых тонов, различимых глазом при постоянной яркости. Чтобы найти его, к указанному числу прибавляют еще 30 тонов, различимых в области пурпурных цветов, которые в спектре не содержатся.
Насыщенность. При исследовании чувствительности глаза к насыщенности ставят две задачи: определение порога хроматичности и порогов цветоразличения по этой же характеристике. В обоих случаях о насыщенности п судят по колориметрической чистоте p? Правомерность этого следует из соотношения, полученного Джонсом и Лаури, показавших, что связь между указанными величинами линейна: п = кр?.
Коэффициент к колеблется в пределах 0,1—0,9 в зависимости от ?.
Пороги хроматичности. Пороги хроматичности спектральных цветов изучались Мартином. Были определены минимальные количества монохроматического, которые нужно прибавить к белому, чтобы хроматичность ощущалась. Обратные значения этих количеств были приняты за показатель насыщенности. Из рис. 3.6 видно, что число порогов хроматичности падает от шести в начале спектра до одного в середине, а затем вновь возрастает.
Пороги цветоразличения по насыщенности. Смешивая ахроматические излучения с монохроматическими в пропорциях от 0:1 до 1:0, можно постепенно изменять колориметрическую чистоту монохроматических излучений. Когда она возрастает или уменьшается плавно, изменение качества цвета наступает не сразу, а только после того, как приращение ?p — p1 — p достигнет некоторой величины. Наимень-
Рис. 3.6. Значения порогов хроматичности (по Мартину)
Рис. 3.7. Значения порогов цветоразличения по насыщенности
ший прирост чистоты, который можно наблюдать зрительно, называется порчогом цветоразличения по насыщенности.
За чувствительность глаза к насыщенности принимается величина, обратная ?р. Она, как и чувствительность глаза к цветовому тону, неравномерно распределена по спектру. На рис. 3.7 показаны кривые изменения порога цветоразличения по насыщенности, построенные при постоянной яркости на основании данных двух наблюдателей.
Кривые получены Мартином с сотрудниками. Из кривых видно, что наибольшая чувствительность глаза к изменению насыщенности находится в желтой области спектра (550—580 нм). В этой области спектра число порогов цветоразличения по насыщенности составляет около шести, тогда как на краях спектра оно достигает 18.
При непрерывном изменении излучения по мощности и длине волны ощущение цвета изменяется дискретно. Следовательно, число цветов, различаемых глазом, ограничено.
Пользуясь данными, приведенными на рис. 3.5 и 3.7, можно подсчитать число порогов цветоразличения по цветовому тону и насыщенности. Уравнение (3.3) дает возможность определить число яркостных порогов в пределах воспринимаемого диапазона яркостей. Однако общее число цветов нельзя определить путем простого перемножения порогов. Это связано с тем, что с изменением яркости изменяется число порогов цветоразличения, а при очень малых яркостях цветовое зрение вообще выключается.
Ограниченность числа различаемых глазом цветов послужила основанием для создания системы оценки цвета, основанной не на колориметрических измерениях, а на сравнении объектов с цветными образцами — эталонами цвета (см. главу 10). При создании систем эталонов общее число цветов должно быть учтено. Определение такого числа цветов имеет не только познавательное, но и практическое значение. Исследователи оценивают цветоразличительную способность глаза в пределах от 10 до 100 тыс. цветов, число цветов несветящихся тел значительно меньше.
3.2. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ НА ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
3.2.1. Восприятие цвета при разных уровнях яркости
При очень больших и очень малых яркостях наблюдаются отклонения от нормального восприятия. Изменяются контраст, светлота и цветовой тон цветов.
При падении яркости ниже 1 кд-м~2 и возрастании ее выше 1000 кд-м~2 (условно принятые границы приближенного соблюдения закона Вебера — Фехнера) яркостный порог резко возрастает.
Это находится в соответствии с общеизвестным явлением, состоящим в том, что при очень низких и очень высоких яркостях детали предметов перестают различаться. Цветовые пороги, так же как и яркостные, возрастают при отклонении условий освещения от средних, удобных.
Эффект Пуркине. При изменении яркости могут изменяться соотношения светлот разных цветов. Это явление получило название эффекта Пуркине (1823 г.). Его можно проиллюстрировать следующим образом. На рис. 3.8 (см. вклейку) показаны синий и красный квадраты, расположенные на черном фоне. В условиях яркого освещения (у окна) красный квадрат кажется более светлым, чем синий. В условиях пониженной освещенности (темный угол комнаты) соотношение светлот становится обратным: синий оказывается светлее красного. Причина явления ясна из рис. 3.9. Пунктирной линией дана кривая относительной спектральной интенсивности для сумеречного зрения, сплошной — дневного. Буквами С и К на оси длин волн обозначены положения максимумов отражения синего и красного квадратов. При малых освещенностях видность подчиняется кривой сумеречного зрения, и чувствительность глаза к синему превы-
Рис. 3.9. Соотношение чув-ствительностей глаза при разных уровнях освещенности красного и синего полей
Рис. 3.10. Смещение цветового тона при снижении освещенности сетчатки (Бе-цольд — Брюкке)
шает чувствительность к красному. При возрастании осве-щенностей работает кривая видности дневного зрения, и соотношение чувствительностей становится обратным. Чувствительности глаза к синему и красному полям при сумеречном зрении показаны черными кружками, а при дневном — светлыми. Большие чувствительности обеспечивают большие светлоты.
Явления Бецольда. Бецольд (1873г.) и Брюкке (1877 г.) обнаружили, что цветовой тон зависит не только от длины волны излучения, но и от яркости, а следовательно, освещенности сетчатки. На рис. 3.10 показан результат снижения освещенности сетчатки в 350 раз (при уменьшении яркости излучения с 1,75-102 до 0,5 кд-м-2).
Символом ?? обо значено смещение цветового тона излучения. Например, если яркость излучения ?540 снижается в указанных пределах, то цветовой тон этого излучения становится неотличимым от цветового тона ?550 (ордината ?? при абсциссе 540 равна 10 нм, показано крестиком).
Из рисунка видно, что цветовой тон не зависит от яркости вблизи длин волн 480, 510, 570 нм (светлые кружки). И наоборот, особенно велико смещение цветового тона в области. 520 нм и после 650 нм, где оно достигает 20 нм и более. Этот эффект получил название явления Бецольда — Брюк-ке.
Цветовой тон смещается и в результате изменения чистоты цвета (т. е. разбавления монохроматического излучения белым). Это — явление .Бецольда — Эбнея. На рис. 3.11 показана кривая, иллюстрирующая рассматриваемое явление (по Эбнею и Н.Т. Федорову). Уменьшение чистоты достигалось прибавлением к изучаемому излучению 15% по мощ-
Рис. 3.11. Смещение цветового тона в результате изменения чистоты цвета (Бс-цольд — Эбней)
Рис. 3.12. К объяснению явления Бецольда
ности белого в пределах от начала видимого спектра до 510 нм и 1 % белого после 510 нм. Наименее критичны в отношении этого явления участки спектра, расположенные около 500 и 570 нм, а наиболее критичны — около 530 нм и за 620 нм.
Совпадение областей обнаружения явлений свидетельствует об общности их природы. Оба они были объяснены Н. Т. Федоровым. Впечатление цветового тона зависит от отношения реакций рецепторов. Если, например, реакция красночувствительных велика, а зеленочувствительных намного меньше, то возникает впечатление почти чисто-красного. В случае, если возбуждены рецепторы всех трех типов, то прежде чем находить отношение, из каждой реакции нужно вычесть наименьшую. Тем самым из «цветной» реакции вычитается «белая». Это понятно из рис. 3.12, на котором показана часть кривых основных возбуждений в области ??= = 470—520 нм, где на излучение реагируют все рецепторы. В этом, наиболее общем случае (показано на примере излучения ? = 480 нм) впечатление цветового тона связано с соотношением
где х — интенсивность реакцш, а индексы — порядковые номера типов рецепторов, начиная от дающих наибольшую реакцию. Считается, что реакции пропорциональны интенсивности света, а ощущение по закону Вебера — Фехнера — логарифму реакции. Тогда ощущение цветового тона непосредственно определяется отно-
шением
При изменении силы света в п раз оно имеет вид
что не равно исходному. Поэтому при изменении силы света цветовой тон в общем случае должен стать другим, чем до изменения.
Аналогично объясняется и явление Бецольда — Брюкке.
3.2.2. Эффекты зрительного контраста
Термином «эффекты зрительного контраста» обозначают несколько явлений. В результате одного из них — одновременного контраста— цвет поля находится в зависимости от цвета окружающего его фона. Другое явление — последовательный контраст — проявляется в том, что на восприятие излучения влияют условия предыдущего облучения сетчатки. Оба эффекта могут быть светлотными и цветовыми. В случае светлотных зрительных контрастов оба излучения (фон и поле, предшествующее и последующее излучения) одноцветны и различаются по яркости, во втором они разноцветны.
Одновременный контраст. Этот эффект связан со зрительной индукцией, состоящей в том, что свет, упавший на некоторую площадку сетчатки, вызывает не только ее реакцию, но и действует на участки, расположенные рядом с ней. Реакции участков, находящихся рядом с освещаемой площадкой, могут при этом как усиливаться (положительная индукция), так и ослабляться (отрицательная индукция). Индукция — общее свойство рецепторов и не относится только к зрению. Ее природа пока не вполне ясна.
Одновременный светлотный контраст продемонстрирован на рис. 3.13. Поле на светлом фоне кажется более темным, чем такое же поле, помещенное на темном фоне.
Если хроматическое или ахроматическое поле поместить на фон, имеющий тот или иной цвет, то будет наблюдаться цветной одновременный контраст. Так, серое поле на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок, на синем — желтоватый.
Желтое поле на красном фоне зрительно становится зеленоватым, на зеленом — оранжевым и т. д. Цвет фона, оказывающий влияние на цвет поля, называется индуктирующим, а цвет поля, возникающий под его влиянием,— индуктируемым.
В общем случае в результате одновременного контраста индуктируемый цвет сдвигается в сторону наибольшего отличия от индуктирующего: темно-серый цвет темнеет на
Рис. 3.13. Пример одновременного светлотного контраста
светлом фоне, желтый на красном зеленеет. Индуктированный цвет приблизительно дополнителен к индуктирующему.
Соотношение между цветами, участвующими в одновременном контрасте, показано на рис. 3.14. График выражает связь индуктирующих и индуктируемых цветов монохроматических излучений, описывая таким образом почти полную картину явления. По оси ординат отложены значения ??= = ?Д — ?и, где ?и — длина волны излучения, имеющего цвет, неотличимый от индуктированного, а ?Д
-- от дополнительного к индуктированному. Если эта разность равна нулю, то цвета дополнительны: ?Д и ?и совпадают. Если значение ?? отрицательно, то ?и > ?Д, и, наоборот, ?и < ?Д, при положительном значении ??. Как видно из рис. 3.14, строгая дополнительность цветов, участвующих в одновременном контрасте, характерна для монохроматических излучений (и, следовательно, любых, тождественных им по цвету) вблизи следующих длин волн: 450, 500—510 и 570 нм, где ?Д = ?и. Наиболее велики отклонения от дополнительности в областях 470 нм и особенно 530 нм (где ?Д > ?и), а также при длинах волн, меньших 440 нм, и вблизи области 650 нм (?и> ?Д
).
Последовательный контраст. Явление последовательного контраста обнаруживается при последовательном действии на глаз излучений. Как известно, зрительное ощущение сохраняется в течение некоторого времени после того, как прекращено освещение сетчатки. Ощущение, остающееся после непосредственного действия излучения, называется п о-следовательным образом (см. 2.2.3).
Если после прекращения действия некоторого излучения подей-
Рис. 3.14. Характеристики изменения цветового тона в результате одновременного контраста (Н. Т. Федоров с сотрудниками) ствовать другим, то последовательный образ от первого излучения сложится с ощущением от второго. Это явление и есть последовательный контраст.
Если рассматривать в течение более или менее продолжительного времени яркий предмет, а затем перевести взгляд на поле равномерной яркости, то на нем возникнет последовательный образ сначала более яркий, чем фон, а затем — менее яркий. Более яркий образ называется положительным, менее яркий — отрицательным. Соответственно различают положительный и отрицательный последовательные контрасты.
Назовем цвет, вызвавший последовательный образ, и н-дуцирующим, а цвет образа — индуцируе-м ы м. При последовательном контрасте, как и при одновременном, оба цвета приблизительно дополнительны. В работах Н. Т. Федорова с сотрудниками дается графическое описание соотношений цветов при последовательном контрасте (рис. 3.15). Как видно из графика, приблизительная дополнительность цветов соблюдается только вблизи длин волн 500 и 570 нм. В синей и красной зонах спектра индуцирующие и индуцируемые цвета нельзя даже приблизительно назвать дополнительными.
Длительность существования последовательного образа изучил С. В. Кравков, который показал, в частности, что цвета, индуцированные красным, в общем случае существуют более продолжительное время, чем индуцированные фиолетовым.
Еще один эффект зрительного контраста называется краевым контрастом. Он состоит в следующем. Если соединить два поля, имеющих разные яркости, то приграничная часть темного поля станет зрительно темнее, а светлого,
Рис. 3.15. Соотношения цветов при последовательном контрасте
наоборот, светлее. Если вновь разделить поля или закрыть одно из них, то впечатление неравномерности яркости исчезает. Этот эффект известен также под названиями зрительного оконтуривания или явления Маха.
Контуры, зрительно возникающие на гра ницах равноярких предметов, подчеркивают разницу граничащих участков, что облегчает восприятие этой разницы.
3.2.3. Влияние непрямых раздражений
Работа глаза связана с работой других органов чувств, и характер зрительного ощущения во многом определяется общим состоянием организма, раздражением его отдельных органов. Влиянию на цветовосприятие так называемых непрямых раздражений, т. е. раздражений других органов чувств, были посвящены работы С. В. Кравкова с сотрудниками. Изучались слуховые, обонятельные, температурные, вкусовые раздражители.
Общая закономерность состоит в том, что действие непрямых раздражений влияет на восприятие длинноволновой и коротковолновой частей спектра по-разному. Граница различия восприятий находится вблизи 570 нм.
В результате вкусовых, слуховых, тепловых и некоторых обонятельных раздражений повышается чувствительность колбочкового аппарата к коротковолновой (т. е. до 570 нм) части спектра и понижается в длинноволновой. Действие других раздражителей, например запаха индола, наоборот, приводит к стимулированию чувствительности к длинноволновым излучениям и ее подавлению к коротковолновым. Так же изменяется характер цветовых ощущений при запрокидывании головы.
Приведенные данные свидетельствуют о сложности процессов формирования цветовых ощущений, которые описываются теорией цветового зрения лишь в общем виде. Многочисленность факторов, влияющих на восприятие цвета, приводит к необходимости оценивать его в строго определенных условиях, так как результаты измерения цвета по указанным выше причинам могут изменяться при изменении условий наблюдения.
3.3. РАССТРОЙСТВА ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
До сих пор рассматривались особенности трехкомпонент-ного зрения. Лица, обладающие таким зрением (нормаль, ным или с отклонением от нормы), называются т р и х р о-матами. Около 5% людей, преимущественно мужчиныобладют двухцветным зрением (работают две группы рецепторов).
Лица, страдающие таким дефектом зрения, называ ются дихроматами. Наконец, крайне редко встречаются ахроматы — люди, которые совершенно не различают цветов, их зрительное восприятие ахроматично.
Цветовое зрение трихроматов может иметь отклонения от нормы в связи со снижением чувствительности одной или двух групп рецепторов или ненормального хода их спектральных кривых. Кривые порогов различения, приведенные в 3.1.3, в этом случае имеют другой вид, чем было показано на рис. 3.5 и 3.7.
Зрительный аппарат дихроматов отличается от нормального отсутствием реакций одной из групп рецепторов. При этом, как правило, работающие рецепторы имеют нормальные кривые спектральной чувствительности. Этот вид расстройства цветового зрения называется дихромазие и и классифицируется так, как показано в табл. 2.3.
Краснослепые — протанопы — не видят красных цветов, соответствующих концу спектра, не различают оранже-
2.3. Типы двухцветного зрения
Название аномалии зрения |
Не работают рецепторы |
Примечание |
Протанопия Дейтеранопия Тританопня |
Красночувствителыше Зеленому вствительныс Синечувствитсльные |
Встречается относительно часто Встречается редко Встречается крайне редко |
Дейтеранопы не могут отличить темно-красный от светло-зеленого, фиолетовый от голубого; пурпурный отождествляется ими с серым. Максимум кривой относительной спектральной эффективности смещен к красному.
Тританопы не видят фиолетовых цветов (для них спектр укорочен). Участки спектра вблизи 470 и 580 нм кажутся серыми.