Однокрасочное растровое изображение
Суммирование ?i
негатива ( на схеме показан как нижний клин) и желтого диапозитива (верхний клин) дает строку матрицы
—0,4 0,3 0,1.
Маска должна компенсировать пурпурную шкалу на желтом негативе. Из рис. 14.28, а или матрицы (14.1) видно, что для этой шкалы ?пз= 0,3. Следовательно, аналогичный показатель на маске должен равняться ?пз = —0,3. Чтобы получить такую маску, копия совмещенного изображения (рис. 14.28, г) должна быть проявлена до у = 1. Тогда получится маска, отвечающая поставленному требованию (рис. 14.28, д). Результат ее совмещения с маскируемым негативом представлен на рис. 14.28, е. Он может быть также выражен строкой матрицы 0,9 0,0 0,1.
Обратим внимание на то, что серая шкала в результате компенсативного маскирования не искажается, а контраст выделяемого изображения не только не падает, но даже возрастает.
Аналогично рассчитаем маску для пурпурного негатива. Строка матрицы диапозитива, сделанного с него:
-0,1 -0,6 -0,3.
Совмещение диапозитива с голубым негативом дает —0,1 —0;5 0,6.
При проявлении до ? = 0,3/0,6 = 0,5 получим
0,05 0,25 —0,3. Результат маскирования:
0,15 0,85 0,0.
Следовательно, матрица цветоделения при компенсатив-ном маскировании в нашем случае имеет вид
0,9 0,0 0,1
0,15 0,85 0,0 (14.1, в)
0,0 0,1 0,9
Т. е. достигнут тот же результат, что и при перекрестном маскировании, но при сохранении контраста серой шкалы.
15.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАСТРОВОМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ
В разделе 11.2 мы познакомились со стадиями процесса цветовоспроизведения: цветоделительной, градационной и синтетической.
Техническое оформление цветоделения в разных случаях воспроизведения цветного объекта может быть различным. Например, в полиграфии это — последовательная съемка оригинала через цветоделительные светофильтры. А в цветной фотографии — бесфильтровое экспонирование многослойного цветофотографического материала от объекта — процесс, основанный на использовании разной зональной чувствительности эмульсионных слоев материала.
Однако, несмотря на внешние различия, сущность цветоделения в обоих примерах одна и та же: выделение изображений, образованных зональными составляющими, для последующей фотографической регистрации.
Синтетическая стадия в разных способах получения изображений различается уже в большей степени не только по внешним признакам, но и по сущности протекающих явлений. В цветной фотографии она состоит в получении совмещенных сплошных однокрасочных изображений и в результате этого — в субтрактивном синтезе цветов. При воспроизведении же оригинала средствами высокой и плоской печати совмещаются дискретные (растровые) изображения, и цвета репродукции образуются путем так называемого автотипного (от греческого аотост — сам, т. е. без помощи человека, и тьлоа — отпечаток, форма) синтеза. Его закономерности связаны со свойствами растрового изображения, которое получается разбиением тонового изображения на мелкие штриховые элементы.
Однако наибольшие различия между полиграфическим и собственно фотографическим воспроизведением приходятся на долю градационной стадии процесса. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, полиграфическое воспроизведение складывается из большого числа градационных стадий (собственно фотографический процесс, копирование, изготовление форм, печатание), и поэтому здесь вероятность возникновения и накопления градационных искажений особенно велика. Во-вторых, сплошное изображение оригинала преобразуется в растровую репродукцию, а ее свойства (а также свойства промежуточных изображений) подчиняются закономерностям растрового процесса, отличным от закономерностей обычного тонового. В связи с тем что полиграфическая репродукция растровая, при анализе градационной и синтетической стадий необходимо принимать во внимание особенности этого вида воспроизведения. Поэтому настоящая глава дает представление об основных свойствах растрового изображения.
В следующей главе, опираясь на эти представления, будут рассмотрены основные соотношения автотипного синтеза цвета и особенности градационного процесса при полиграфическом воспроизведении.
При получении оттисков высокой и плоской печати нельзя создать градацию светлот изменением толщины красочного слоя, так как краска наносится на печатную форму слоем постоянной толщины и так же переносится с формы на бумагу. Поэтому при воспроизведении изображения в полиграфии (кроме глубокой печати) светлотные переходы достигаются в результате разбиения красочного слоя на мелкие штриховые элементы. При этом размеры промежутков между штрихами таковы, что указанные элементы находятся на границе зрительного разрешения. Поэтому поле, образованное мелкими штрихами, воспринимается зрительно как светлое, а образованное крупными — как темное. Такие мелкие штрихи будем называть микроштрихами или растровыми элементами. Для преобразования обычного полутонового изображения в микроштриховое его фотографируют через проекционный или контактный растр (от лат. rastrum — грабли, мотыга). Проекционный растр представляет собой решетку, образованную пересечением непрозрачных линий, а контактный растр — систему закономерно расположенных мелких полутоновых элементов, как правило, образующих также род решетки. Кроме того, существуют так называемые нерегулярные растры, решетка которых образована беспорядочно расположенными элементами.
Оптическое изображение оригинала разбивается решеткой на растровые оптические элементы, составляющие растровое оптическое изображение. Его фотографическая регистрация дает растровое фотографическое изображение, состоящее из микроштриховых элементов, каждый из которых имеет практически постоянную оптическую плотность. Растровый негатив копируют на формный материал, готовят печатную форму, а с нее получают растровый оттиск.
Поскольку цветное полиграфическое изображение образовано наложением однокрасочных, то, прежде чем рассматривать автотипный синтез, необходимо изучить свойства однокрасочных растровых изображений.
15.2. ФОТОМЕТРИЯ РАСТРОВОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
15.2.1. Общие сведения о фотометрии растрового изображения
Свойства растрового изображения двойственны: с одной стороны, оно дискретно, состоит из отдельных элементов, с другой — должно восприниматься наблюдателем как сплошное. Дискретность дает возможность пользоваться для воспроизведения техникой высокой и плоской печати, а неразличимость элементов позволяет служить оттиску зрительным эквивалентом сплошного оригинала.
Двойственность требует введения двух рядов фотометрических величин. Свойства изображения как дискретного измеряются растровыми величинами, которые в той или иной форме выражают размеры элементов на оттиске, негативе, позитиве, печатной форме. Свойства изображения как сплошного измеряются визуальными величинами. В последнее время для обозначения этого понятия чаще применяют термин «интегральные величины».
Интегральные (визуальные) величины описывают суммарное (интегральное) действие на глаз штрихов и пробелов данного участка растрового оттиска. Они аналогичны обычным фотометрическим величинам — оптической плотности или коэффициенту пропускания.
В тех случаях, когда хотят подчеркнуть, что величина относится к растровому изображению, ее обозначают символом D? или р?. Однако обычно в индексе нет необходимости, и его опускают.
Растровые величины применяются для выражения
свойств главным образом промежуточных растровых изображений -- негативов, диапозитивов, копий, печатных форм. Градационные свойства этих изображений определяются исключительно площадями элементов, а зрительное впечатление, даваемое ими, играет вспомогательную роль (облегчает контроль изображений).
15.2.2. Растровые величины
Пользуются растровыми величинами двух типов — собственно растровыми величинами и относительными площадями растровых элементов. Первые — растровый коэффициент пропускания ?R, растровый коэффициент отражения ?R и растровая оптическая плотность DR
— формально тождественны обычным фотометрическим.
Относительные площади растровых элементов обозначают буквой 5.
Собственно растровые величины менее удобны, чем относительные площади растровых элементов. Они были введены, чтобы форма оценки фотометрических свойств изображения в растровых процессах была тождественна форме, принятой в обычной фотометрии. Однако усложнения, связанные с этим, не компенсировались преимуществами, состоящими в единообразии формы оценки. В научной и технической литературе чаще пользуются относительными площадями растровых элементов. Тем не менее собственно растровые величины используются еще довольно широко.
Световой поток F0, упавший на растровый участок негатива или диапозитива (рис. 15.1), пропорционален его общей площади S, а пропущенный F? — ее части, не занятой почернением (краской) S — SK:
Это отношение называется растровым коэффициентом пропускания.
Растровый коэффициент пропускания (как и другие растровые величины) может служить мерой площади только в том случае, если принять, что поглощение (краска) и пропускание (пробелы) растрового участка абсолютны. В противном случае F?/F0 ?( S-Sk )/S и понятие теряет смысл.
Для характеристики растрового оттиска служит растровый коэффициент отражения
Величина, выражаемая обратным десятичным логарифмом растрового коэффициента пропускания или отражения, называется растровой плотностью:
Если рассматривать не любой растровый участок, а имеющий площадь, равную единице, то приведенные выше формулы приобретают вид
Рис. 15.1. Схема пропускания света растровым участком
Рис. 15.2. Растровая единица площади
Относительные площади растровых элементов. За единицу площади растрового изображения принимается площадка, заключенная между центрами расположенных рядом друг с другом растровых элементов (рис. 15.2). Такая единица площади называется растровой (а также э л е-ментом растра). При измерении площадей растровых элементов SК в относительной мере (в растровых единицах) из расчета исключается частота (линиатура) растра.
Если, например, SK = 0,5, то это значит, что половина площади растрового оттиска занята краской. Относительная площадь SK — наиболее употребительная растровая величина. Часто ее измеряют в процентах от общей площади.
Из формулы растровой плотности следует:
15.2.3. Интегральные (визуальные) величины
Интегральные (визуальные) величины выражают среднее значение коэффициента отражения или оптической плотности растрового участка.
Интегральный коэффициент отражения р определяется отношением светового потока Fp, отраженного от растрового участка (как от запечатанных его частей, так и от пробелов), к световому потоку F0, упавшему на него. Поток Fp, отраженный от всего участка, равен сумме потоков FK (от краски) и F6 (от бумаги). Следовательно
Тогда интегральная плотность D равна:
15.3. ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ИНТЕГРАЛЬНЫМИ И РАСТРОВЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ
15.3.1. Формула Шеберстова—Муррея—Девиса
Интегральная плотность, определяющая уровень зрительного ощущения, возникающего при рассматривании растрового участка, связана с размерами растровых элементов.
Чтобы получить на репродукции то или иное распределение визуальных плотностей, ту или иную их градацию, нужно знать, какими площадями элементов обеспечивается заданная интегральная плотность. Если связь между интегральной плотностью и площадями элементов известна, то можно рассчитать размеры элементов, обеспечивающие нужную градацию оттиска. Первоначально эта задача была решена для идеализированного растрового процесса, т. е. такого, в котором с целью упрощения соотношений принят ряд допущений. Важнейшие из них: свет не рассеивается в краске и бумаге, краска не впитывается в бумагу. Связь между плотностями и площадями растровых элементов для идеализированного растрового процесса была найдена В. И. Шеберстовым и независимо от него американскими исследователями Мурреем и Девисом.
Световой поток FK, отражаемый краской, находящейся на единичном участке растрового оттиска (рис. 15.3), определяется площадью SK растрового элемента и коэффициентом отражения рк краски:
Поток, отражаемый бумагой, пропорционален ее площади, свободной от краски, т. е. 1 — SK, и коэффициенту отражения рб бумаги:
Полное отражение участка растрового изображения на единице площади равно:
Перейдя от коэффициентов отражения к оптическим плотностям, получим
Приняв за единицу поток, упавший на единичный участок (F0 = 1), получим формулу, связывающую интегральную плотность растрового участка оттиска с площадью растрового элемента на нем в зависимости от оптической плотности бумаги и краски:
Это формула Шеберстова—Муррея—Девиса. Она справедлива только при указанных выше допущениях.
Отсчитав плотность краски от плотности бумаги (т. е.
приняв 10-Dб = 1), получим ее более употребительную форму:
При бесконечно большой оптической плотности краски
где Sn — площади растровых элементов позитива.
Установим форму графика, выражающего функцию Шеберстова—Муррея—Девиса. Для этого вспомним, что кривая у = lg х при 0 < х ? 1 расположена в четвертом квадранте плоскости (рис. 15.4 сплошная линия). При замене аргумента на 1 — х кривая зеркально перевернется (штриховая линия). Если, заменив аргумент, изменить знак перед логарифмом на обратный, то отрицательные значения функции станут положительными и получится график,
симметричный предыдущему, но находящийся в первом
квадранте.
Подставив в выражение y=lgx вместо у значения D, авместо х значения S, найдем, что при бесконечно большой оптической плотности краски, когда D = —lg (1 — SK), т. е. 10-DК = 0, формула Шеберстова—Муррея—Девиса выражается верхней кривой семейства, показанного на
Рис. 15.3. Схема пропускания света участками растрового оттиска
Рис. 15.4. Логарифмические кривые при 0<x?1
Рис. 15.5, Графическое выражение функции Шеберстова — Муррея — Девиса при разных оптических плотностях краски
рис. 15.5. С уменьшением плотности краски член —SK (1 — — 10~Dк) становится меньше, и кривая опускается.
Наибольшие значения интегральной плотности оттиска D равны DK.
15.3.2. Эффект Юла—Нилсена
Экспериментальная проверка формулы Шеберстова— Муррея— Девиса показала, что оптическая плотность растрового оттиска в действительности оказывается большей, чем следует из этой формулы. Юл и Нилсен, изучавшие зависимость между D и SK, объяснили экспериментально наблюдаемое отклонение тем, что свет, упавший на пробельные участки оттиска, не только отражается ими, но и проходит в бумагу, рассеивается там, и некоторая доля этой рассеянной составляющей поглощается краской растровых элементов. Схематически явление показано на рис. 15.6. Световой пучок /, направленный на растровое изображение, оттиснутое на бумажной подложке, частично отражается от поверхности бумаги (составляющая 2), а частично проникает в ее толщу, рассеивается волокнами целлюлозы и в известной степени поглощается краской при выходе из бумаги. На рис. 15.6 из множества рассеивающих частиц выделена только одна, обозначенная буквой А. Таким образом, свет претерпевает дополнительное поглощение, не предусмотренное формулой Шеберстова—Муррея—Девиса, что и объясняет несоответствие фактической плотности растрового участка этой формуле.
Эффект дополнительного поглощения света краской иногда называется краевым, так как он особенно заметен вблизи границы пробела с запечатанным участком.
Юл и Нилсен предложили ввести в формулу Шеберстова—Муррея—Девиса поправку в виде коэффициента п, учитывающего краевой эффект светорассеяния, а также некоторые другие явления, и в частности поглощение света в толще бумаги. Формула, предложенная Юлом и Нилсеном, имеет вид
Коэффициент п, стоящий перед знаком логарифма, показывает, как возрастает плотность растрового участка вследствие краевого эффекта светорассеяния, а входящий в показатель степени — уменьшение оптической плотности краски из-за того, что она пропускает часть рассеянного света. Во втором случае этот коэффициент меньше влияет на интегральную плотность участка, чем в первом, так как площадь SK входит в сумму, находящуюся под знаком логарифма.