Цвет и цветовоспроизведение

         

Цветокорректирующее маскирование


График 4 описывает результат преобразования серого позитива в желтый: tg ? = ??.

График 5 — результирующий. Он связывает оптические плотности желтого изображения с приведенной концентра­цией краски и тем самым с оптическими плотностями ори­гинала: tg? = Rжс.



Рис. 13.16. Система градационных графиков, иллю­стрирующих формирование градации желтого частич­ного изображения

Правило Гольдберга, по которому коэффициент конт­растности воспроизведения равен произведению коэффициен­тов контрастности промежуточных процессов, дает возмож­ность записать:



(13.13)

Пользуясь этой зависимостью, можно составить урав­нения, подобные уравнениям цветовоспроизведения или цве­тоделения, но описывающие одну из промежуточных ста­дий процесса.

Из уравнения (13.13) следует связь между коэффициен­тами Rji и ?ji. Обозначим произведение коэффициентов конт­растности промежуточных процессов буквой ?:



Тогда



Т. е. коэффициент цветовоспроизведения Rji. есть произ­ведение градационного фактора на цветоделительный.

14.1. ТРЕБОВАНИЯ К МАСКАМ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ МАСКИРОВАНИЯ

Принципы цветокорректирующего маскирования изла­гались в разд. 12.1.5 и 13.3.2. В этой главе будут изложены требования к маскам и рассмотрена классификация методов маскирования.

Для того чтобы представить яснее, какими должны быть цветокорректирующие маски, остановимся на конкретной триаде (рис. 14.1, а) полиграфических красок.

Выберем оригинал (рис. 14.1, б), состоящий из желтого, пурпурного, голубого и черного полей, образованных крас­ками заданной триады, их одинарными и тройным наложе­ниями при максимальных концентрациях. Будем считать, что остальные поля чистого и псевдосерого ряда ведут себя подобно этим полям с учетом поверхностных концентраций составляющих их красок, а цвета, образуемые двойными и тройными наложениями, искажаются пропорционально вкладу, вносимому каждой из них.

На идеальных негативах такого оригинала (рис. 14.1, в) должны быть прозрачными черное поле, а также участки, изображающие поля выделяемых красок, поскольку они наложены в максимальных поверхностных концентрациях.



Цветоделенные негативы, получаемые в действитель­ности, показаны на рис. 14.1, д. Распределение оптических плотностей на желтом негативе следует из того, что в зоне пропускания синего светофильтра поглощает не только желтая краска, но и пурпурная. Поэтому на цветоделенном негативе пурпурное поле получится менее плотным, чем го­лубое, практически не поглощающее синих излучений.

В зоне пропускания зеленого светофильтра поглощает не только выделяемая пурпурная, но и обе невыделяемые: голубая — сильно и желтая — слабо. Ее поглощением по­ка пренебрежем. Наконец, на голубом негативе оптическая плотность пурпурного поля меньше плотности желтого в меру поглощения пурпурной краски в красной зоне.

Вычтя из оптических плотностей идеальных негативов фактически полученные (рис. 14.1, г, д, е), будем иметь их



Рис. 14.1. Схема определения плотностей масок:

и — спектральные кривые красок; б — оригинал, в — гистограммы красок; г • идеальные негативы; д — реальные негативы; в — маски

разницу, нужную для доведения плотностей реальных нега­тивов до плотностей идеальных. Следовательно, на рис. 14.1, е показаны идеальные маски, полностью исправ­ляющие цветоделенные негативы.

Для получения дубликационно точного изображения нужно удалить избыточно выделенную краску. Пути реше­ния этой задачи могут быть разными: увеличение соответст­вующих плотностей негативов, уменьшение плотностей диа­позитивов, коррекция самого оригинала и т. д.

Прежде чем детально знакомиться с этими путями, оста­новимся кратко на классификации методов маскирования (табл. 14.1).

Известные методы маскирования, как правило, дают воз­можность лишь сильно сократить объем ручной ретуши (до 70—80 %).

14.1. Классификация методе маскиро

в цветокорректирующего

зания

Классификационные признаки

Группы методов

Способ цветоделения при изготов­лении маскового негатива Характер изображения на маске

Способ наложения маски Объект маскирования

Положение маски относительно эмульсионного слоя маскируемого изображения Тип материала маски

Перекрестное и параллельное маскирование

Маскирование диапозитивом, компснсативом и негативом

Контактное и проекционное маскирование

Маскирование негатива и ори­гинала

Внешнее и внутреннее маскиро­вание

Маскирование с применением черно-белых и цветных масок

<


14.2. КОНТАКТНОЕ МАСКИРОВАНИЕ НЕГАТИВА 14.2.1. Перекрестное маскирование

Контактные методы маскирования негатива состоят в том, что маску и исправляемый негатив совмещают по контурам (приводя в контакт) и копируют. В результате этого полу­чается исправленный цветоделенный позитив.

Предварительное описание принципа контактного мас­кирования дано в 13.3.2 на примере исправления желтого негатива. Рассмотренный метод относится к группе, кото­рую, в соответствии с классификационной таблицей, можно отнести к перекрестному контактному маскированию нега­тива внешней черно-белой маской.

Перекрестным называется метод цветокорректи-рования, состоящий в том, что маски готовятся с основных цветоделенных негативов, а добавочных масковых негативов не требуется. В частности, в нашем примере (13.3.2) маска для желтого негатива делалась с пурпурного основного.

Название метода условно. Если расположить цветоделен­ные негативы в последовательности ЖГП, то линии, ука­зывающие маски, перекрещиваются:



Остановимся на выборе масковых негативов. Маскиро­вание желтого негатива. В зоне пропускания синего свето­фильтра, выделяющего желтую краску, наибольшее вред­ное поглощение имеет пурпурная (рис. 14.1, а). Вследствие этого на синефильтровом негативе возникает не только по­лезное желтое изображение, но и вредное, на котором вы­делена желтая краска в тех местах, где лежит пурпурная, Его можно закрыть пурпурным диапозитивом (на котором это изображение полезно), рассчитав контраст диапозитива так, чтобы он был равен контрасту искажающего изобра­жения.

В зеленой зоне, в которой выделяется пурпурная крас­ка (рис. 14.1, а), наибольшее вредное поглощение имеет голубая. Даваемое ею вредное изображение может быть за­крыто голубым диапозитивом соответствующего контраста. Вредным изображением по желтой краске обычно прене­брегают.

Голубой негатив (красный светофильтр) имеет слабый вредный контраст по пурпурной краске. Его чаще всего не учитывают по незначительности, и этот негатив не маски­руют.


Теоретически маской в этом случае служит очень сла­бый пурпурный диапозитив.

Выбирая рациональные режимы процесса, можно до­биться вполне удовлетворительной коррекции. Однако при маскировании могут возникнуть затруднения. Остановимся сначала на желтом негативе. Для его исправления служит маска с пурпурного. С пурпурного (рис. 14.2, а, взято по рис. 14.1, д, негатив П) сделаем малоконтрастный диапозитив, контраст которого равен вредному по пурпурной краске (рис. 14.2, б). При сравнении его с идеальной маской (рис. 14.2, б) видно, что он в общем может выполнять функ­цию маски: увеличивает плотность пурпурного поля на желтом негативе. При этом, однако, маска отлична от иде­альной: не совсем прозрачно ее голубое поле и заметна плот­ность черного.

На рис. 14.3 показан результат коррекции маской жел­того негатива. Идеальная маска (б) дает его полное исправ­ление. Реальная (в), наложенная на желтый негатив (г), исправляет пурпурное поле, но при этом увеличивает плот­ность голубого. Это приводит к недостатку краски на соот­ветствующем участке репродукции. Причина повышенной плотности голубого поля на реальной маске — выделение голубой краски на масковом (пурпурном в нашем слу­чае) негативе. Таким образом, причина неидеальности мас-

ки состоит в том, что она сама имеет цветоделительные ис­кажения.

В то же время остаточные искажения на маскированном таким образом желтом негативе невелики, потому что конт­раст маски по голубой краске очень мал. Из рис. 14.3, г видно, что разность плотностей «пурпурного» и «голубого» полей значительно сократилась, и, следовательно, цвето­деление в отношении желтой краски улучшилось.

Одно из затруднений при маскировании состоит в том, что маска увеличивает плотность изображения черного поля оригинала на негативе (рис. 14.3, в и г). Это значит, что при синтезе желтая краска ляжет на серую шкалу в уменьшен­ных, по сравнению с безмасковым процессом, количествах. Иными словами, все участки тройных красочных наложений будут искажены по недостатку желтой.



Маска пурпурного негатива также не полностью исправ­ляет его. Как следует из изложенного выше, масковым в этом случае должен служить голубой негатив. Он, а также маска с него показаны на рис. 14.4. Так как голубой нега­тив имеет слабый вредный контраст по пурпурной крас­ке, то маска, полученная с этого негатива, повышает оп­тическую плотность пурпурного поля на маскируемом нега­тиве. Поэтому при полном исправлении искажений по го­лубой маске маскированный негатив будет слегка искажен по недостатку пурпурной. Схема маскирования пурпурного негатива показана на рис. 14.5. Из этой схемы видно, что в результате коррекции, как и в предыдущем случае, на серой шкале репродукции возникает недостаток пурпурной краски.

Один из возможных путей смягчения отмеченных по­грешностей состоит в повышении коэффициента контраст­ности маскируемого негатива.

Маскирование голубого негатива, не имеющее практиче­ского значения, анализировать не будем.

Чтобы избавиться от вредных изображений на масках, предла­галось масковые негативы готовить дополнительным фотографирова­нием оригинала через специально подобранный светофильтр. Такой способ маскирования, представляющий собой, в сущности говоря, вариант перекрестного, был назван параллельным мас­кированием, потому что масковые негативы готовятся парал­лельно с основными.

Из рис. 14.1, а следует, что если полосу пропускания свето­фильтра, выделяющего пурпурную краску, сместить в коротковолно­вую область спектра, то при определенном положении этой полосы (на рисунке показано пунктиром) голубая и желтая краски дадут на негативе равные почернения. На диапозитиве «голубое» и «желтое» поля будут иметь одинаковые плотности, а шкалы этих цветов вое-произведутся как равноконтрастные. На рис. 14.6 сопоставлены пур­пурные негативы, полученные цветоделением через обычный зеле­ный светофильтр (а) и специально подобранный (б) голубой, полоса



Рис. 14.2. Реальная и идеаль­ная маски для желтого нега­тива:



а — пурпурным негатив (по рис. 14.1); б — маска с пего (для жел­того негатива); с— идеальная ма­ска



Рис. 14.4. Реальная и идеаль­ная маски для пурпурного не­гатива:

а — голубой негатив (по рис. 14.1.6); б — маска с него (для пур­пурного негатива); в — идеальная маска



Рис. 14.3. Коррекция желтого негатива идеальной и реаль­ной масками:

а — желтый негатив (по рис. 14.1, д); б — идеальная маска для него; о — реальная маска (по рис. 14.2,6); г — желтый негатив, ма­скированный реальной маской



Рис. 14.5.. Коррекция пурпур­ного негатива идеальной и реальной масками:

а — пурпурный негатив (рис.

14.1,6); б — идеальная маска для него (рис. 14.1. б); в — реальная маска (по рис. 14.4. б) г — пур­пурный негатив, маскированный ре­альной маской

пропускания которого отвечает поставленному выше условию (рис. 14.1, а, пунктир). Маска для желтого негатива в последнем случае (рис. 14.6, в) получается лучшей в отношении голубой краски, чем показанная на рис. 14.3, в. В то же время эта улучшенная от­носительно голубой краски маска по-прежнему повышает оптичес­кую плотность «черного» поля, т. е. вызывает искажения по недостат­ку краски на темных цветах репродукции.

Для изготовления маскового негатива, предназначенного для коррекции пурпурного, некоторые авторы рекомендуют фиолетовый светофильтр, имеющий небольшое пропускание в синей зоне и зна­чительное — в красной. Его действие можно моделировать последо­вательным экспонированием материала от оригинала сначала за си­ним светофильтром при небольшой выдержке, а затем за красным с большой. Результат такого экс­понирования показан на рис. 14.7.



Рис. 14.6. Масковые негативы, полученные фотографировани­ем оригинала через зеленый (а) и голубой (б) светофильт­ры, и маска, изготовленная с негатива, снятого через голу­бой светофильтр (б)



Рис. 14.7. Результат цветоде­ления оригинала через фиоле­товый светофильтр

В верхней части рисунка (а) изображен слабо экспонированный нега­тив, снятый через синий светофильтр; ниже — через красный и экспонированный нормально.


На схеме в показаны сложенные вмес­те негативы а и б, т. е. дан результат съемки через синевато-красный светофильтр; на схеме г — маска-диапозитив, скопированная с нега­тива в. При сравнении ее с маской, полученной при перекрестном маскировании (рис. 14.4, б), видно, что и для пурпурного негатива результат оказывается лучшим, чем при перекрестном маскирова­нии: маска не имеет почернения на «пурпурном» поле, хотя искаже­ние по недостатку краски на «черном» поле даже несколько возрас­тает.

Для улучшения изображения по черному полю (и вообще по тем­ным цветам), как и при перекрестном способе, рекомендуется повы­сить контраст основных негативов.

Несмотря на то что параллельное маскирование должно давать более полную коррекцию, чем перекрестное, оно требует дополни­тельных затрат труда и материалов. Поэтому техника процесса прак­тически не разрабатывалась.

14.2.2. Компенсативное (двухступенчатое) маскирование

При достаточно полном исправлении цветоделения по избытку краски для светлых цветов маски-диапозитивы вносят искажения по недостатку краски на темных участках репродукции. Для устра­нения этой погрешности был разработан метод компенсативного мас­кирования.

Метод основан на следующем принципе. При совмещении цвето-деленного негатива с цветоделенным диапозитивом, полученным с другого негатива, те места негатива, на которых выделена соответст­вующая краска (т. е. на пурпурном негативе — пурпурная, на жел-



Рис. 14.8. К принципу компенсативного маскирования:

а — негативы; б — диапозитивы

том — желтая), остаются прозрачными, а все остальные, включая те, которые изображают черные участки оригинала, закрываются. Та­ким образом, можно выделить изображение, образованное строго од­ной краской, в том числе искажающей. Это выделение происходит без влияния на серую шкалу и темные участки репродукции.

Для иллюстрации этого принципа воспользуемся идеальными негативами и диапозитивами (рис. 14.8). В левой части рисунка по­казаны негативы, а в правой — изготовленные с них диапозитивы.


Видно, что если, например, идеальный пурпурный негатив закрыть идеальным же голубым или желтым диапозитивом (показано стрелка­ми), то «пурпурное» полеостается открытым, а все остальные, включая «черное», закрываются. На копии, полученной с рассматриваемой си­стемы «негатив—диапозитив», получается изображение, образован­ное пурпурной краской, которое при соответствующей контрастно­сти служит идеальной маской (см. также рис. 14.1, е) для желтого негатива, не дающей недостатка краски в темных участках репродук­ции.

Такая маска, не имеющая градации по серой шкале, представля­ет собой изображение, оптические плотности которого равны иска­жающим разностям по маскируемому негативу. Она называется к о м п е н с а т и в о м. Процесс маскирования компенсативом носит название компенсативного или двухступен­чатого. Двухступенчатым он называется потому, что маску го­товят не в одну ступень копирования маскового негатива, а в две — путем изготовления диапозитива и затем получения маски.

Процесс осуществляется следующим образом. С исправляемого негатива делают диапозитив, который совмещают с негативом иска­жающей краски. Эту систему копируют, получая компенсатив-маску.

Для маскирования желтого негатива сделанный с него диапози­тив совмещают с пурпурным негативом, и копированием этой систе­мы готовят маску желтого, т; е. диапозитив, на котором выделено строго пурпурное изображение.

Диапозитив, полученный с пурпурного негатива, совмещают с голубым. Копия этой системы (слабый голубой диапозитив) служит маской для пурпурного негатива.



Рис. 14.9. Схема компенсативного маскирования:

а — схема получения желтой масдси; б — схема получения пурпурной маски

Так как практически применяемые негативы и диапозитивы, в отличие от изображенных на рис. 14.8, имеют цветоделительные не­достатки, то маски-компенсативы не полностью исправляют коррек­тируемые негативы, хотя их исправление по серой шкале при этом безупречно.

Схема компенсативного маскирования при выбранных нами красках (рис. 1.4.1) изображена на рис. 14.9.


В верхней части рисунка показаны диапозитивы, полученные с исправляемых негативов (слева — желтый, справа — пурпурный), в середине — негативы искажающих красок — пурпурной и голубой, а в нижней части рисунка — компенсативы-маски. При полном исправлении желтого негатива по избытку пурпурной краски вносятся небольшие иска­жения по недостатку голубого, так как возрастают оптические плотности не только наиболее плотного поля голубой шкалы, как это видно из рисунка, ной других, менее плотных, принадлежащих этому ряду и не показанных на рис. 14.9.

Маскирование пурпурного негатива в нашем примере дает пол­ную коррекцию: маска тождественна идеальной, изображенной на рис. 14.1, е.

14.3. ПРОЕКЦИОННОЕ МАСКИРОВАНИЕ ОРИГИНАЛА

Рассмотрим маскирование оригинала сначала на приме­ре проекционных методов, когда для совмещения маски и исправляемого изображения используется оптическое про-



Рис. 14.10. Проекционное мас­кирование; метод совмещения оптического изображения ори­гинала с маской: / — оригинал; 2 — светофильтр;3 — маска; 4 — пленка

ецирование. Совмещают либо оптическое изображение ори­гинала с маской, либо оптические изображения оригинала и маски. В первом случае оригинал с помощью объектива, экранированного светофильтром, выделяющим данную крас­ку, проецируют на маску, находящуюся в контакте с плен­кой. Контуры оптического изображения и маски должны •строго совмещаться (рис. 14.10). Маской в этом случае слу­жит негатив вредного изображения.

Чтобы понять действие маски, мысленно выделим в оптическом изображении ори­гинала вредное изображение. Так как оптические плотно­сти негатива-маски обратны логарифмам освещенностей, создаваемых вредным изоб­ражением, то оно компенси­руется. Система «негативная маска — вредное оптическое изображение» равномерно снижает освещенность в фо­кальной плоскости объектива, не влияя на градацию полез­ного цветоделенного изоб­ражения.

Другой способ проекционного маскирования (рис. 14.11): оптическое изображение негатива-маски и цветоделенное оптическое изображение оригинала совмещают, пользуясь зеркальной системой, и проецируют на пленку.


Смысл яв­лений тот же, что и в предыдущем случае. В результате про­екционного маскирования-цветоделения получается исправ­ленный негатив.

Проекционные методы не вносят, по сравнению с контакт­ными, принципиальных изменений в процесс, а отличаются от них лишь техникой выполнения. Так, для совмещения оптических изображений оригинала и маски требуется спе­циальная камера (рис. 14.11).

В нашей стране проекционные методы, не имеющие пре­имуществ перед контактными, практически не используют­ся.

Ю. П. Селиванов предложил оригинальный способ про­екционного маскирования. Особенность процесса состоит в том, что маска создается в эмульсионном слое основного не­гатива, и для ее изготовления не требуется дополнительный светочувствительный материал. Поэтому метод относится к числу наиболее экономичных. Процесс основан на том, что светочувствительность материала можно понизить избира­тельно, например пропорционально оптическим плотно­стям вредного изображения. Для этого, получив видимое изображение, его отбеливают гексацианоферратом (химия процесса рассматривается в курсе теории фотографических процессов). Явление снижения чувствительности в этом слу­чае называется избирательной десенсиби­лизацией.



Рис. 14.11. Проекционное маскирование; метод совмещения оп­тических изображений оригинала и маски:

/ — оригинал; 2 — пленка; 3 — полупрозрачное зеркало; 4 — объектив ос­новной камеры; 5 —маска; 6 — объектив добавочной (масковой) камеры; 7 —зеркало; 8 — источник света для освещения оригинала; 9 — источник света для освещения маски

Маскирование осуществляется следующим образом. Пе­ред цветоделением материал экспонируют от оригинала че­рез светофильтр, выделяющий мешающую краску. Напри­мер, перед выделением желтой экспонируют через зеленый светофильтр. В результате проявления образуется негатив­ное изображение мешающей краски, в нашем примере — пурпурное. Затем его отбеливают. После этого материал ук­репляют в фотоаппарате строго на том же месте, на котором он находился во время первого экспонирования (с помо­щью штифтов, фиксирующих положение), экспонируют от оригинала во второй раз через светофильтр, выделяющий нужную краску (в нашем примере — желтую).


Снижение чувствительности в зависимости от количества пурпурной краски оказывает то же действие, что и негативная пурпур­ная маска. Подавление светочувствительности эквивалент­но снижению освещенности: факторы S и Е можно считать взаимозаместимыми.

14,4. ВНУТРЕННЕЕ МАСКИРОВАНИЕ ЦВЕТНОГО НЕГАТИВА

14.4.1. Получение изображений на цветных материалах

Методы фотомеханической корректуры цветоделения на­шли особенно широкое применение после разработки jex-нологии маскирования цветных диапозитивов — слайдов (англ, slide— диапозитив). Это связано с относительной простотой и доступностью новой технологии.

В цветном фотографическом процессе используются мно­гослойные пленки, в эмульсионные слои которых, наряду с обычными веществами, введены «цветные (цветообразую-щие) компоненты». Такое название получили органические вещества, которые в результате реакции сочетания с пер­вичными продуктами окисления «цветных» проявляющих ве­ществ (например, диэтилпарафенилендиаминсульфата -ЦПВ-1 или этилоксиэтилпарафенилендиаминсульфата — ЦПВ-2) образуют красители. В обычных (немаскированных) материалах компоненты бесцветны, но по красителям, ко­торые они дадут при проявлении, их называют «желтой», «пурпурной» и «голубой».

Типичное строение цветного фотографического матер иг па показано на рис. 14.12. Верхний эмульсионный слой, бу­дучи несенсибилизированным, чувствителен только к си­ней зоне спектра. Его отделяет от следующего за ним эмуль­сионного слоя желтый светофильтр, образованный колло идными частицами серебра, распределенными в желатине. При обработке материала серебро растворяется, и свето­фильтр удаляется из слоя. Второй эмульсионный слой, хотя он ортохроматизирован, оказывается чувствительным только к зеленым излучениям, так как синие поглощаются светофильтром. Последний слой сенсибилизирован к крас­ной зоне. Синие излучения на него не действуют по указан­ной выше причине.

Схема получения изображения на цветном материале по­казана на рис. 14.13.


От оригинала, который представлен полями, выполненными желтым, пурпурным и голубым красителями, а также их смесью, экспонирована цветная пленка. Желтое поле оригинала действует на зелено и крас­нечувствительные слои, в которых образуются соответствен­но пурпурный и голубой красители. Цвет изображения по­ля синий. Аналогично этому пурпурное и голубое поля ори­гинала оказываются зеленым и красным.

Изображение оригинала, полученное в дополнительных цветах, как в рассмотренном случае, называется цвет­ным негативом. Его цвета не строго дополнительны цветам оригинала, потому что красители цветофотографиче-ского синтеза, как и полиграфические краски, имеют погло­щение в нескольких зонах спектра. Следовательно, негатив искажен относительно оригинала по цветопередаче. Краси-



Рис. 14.12. Строение цвет­ного фотографического ма­териала



Рис. 14.13. Схема образова­ния изображения в цветном фотографическом матери­але:

/ — оригинал; 2 — цветная плен­ка (Ж — слой желтый, сине-чуиствнтельный; П — слой пур-пурный, зеленочувствительный; Г — слой голубой, красночувст-пительныП); 3 — цветной нега­тив

тели, образующие изображе­ние, несколько ближе по спек­тральным свойствам к идеаль­ным краскам и значительно более прозрачны, чем полиграфические краски. Поэтому цветоделительные искажения проявляются здесь в мень­шей степени, чем при полиграфическом синтезе.

Копированием цветного негатива получают изображение в дополнительных по отношению к нему цветах -- цветной позитив или диапозитив. Такой процесс называется нега­тивно-позитивным и для получения цветных слайдов практически не применяется. Это связано, во-пер­вых, с его двухстадийностью, а следовательно, с относи­тельной сложностью, а во-вторых, и это главное, с двойны­ми искажениями цветоделения — в негативе и в позитиве.

Для получения цветных слайдов — полиграфических ори­гиналов — используется процесс с обращением. Рассмо­трим сначала его на примере обращения черно-белого изо­бражения в обычной пленке.



На рис. 14.14, а показан оригинал — серая шкала. Ни­же (рис. 14.14, б) дан разрез экспонированной и проявленной пленки — показан результат экспонирования (называе­ мого первым) материала от указанного оригинала и после­дующего проявления (тоже первого). Видно, что почернение распространилось в глубь слоя в зависимости от экспози­ций, сообщенных оригиналом. Часть эмульсии, не изменив­шаяся после первого экспонирования и проявления, рас­пределена в виде рельефа. Отбеливание почернения, заклю­чающееся в переводе его серебра в растворимое соединение,



Рис. 14.14. Схема обращения черно-белого изображения



Рис. 14.15. Схема обращения цветного изображения

и последующее его растворение приводят к тому, что в слое остается светочувствительный рельеф (рис. 14.14, в). Его сплошное засвечивание (второе экспонирование) и проявле­ние (также второе) приводят к образованию позитивного изображения клина (рис. 14.14, г).

Допустим, что шкала-оригинал не черная, а пурпур­ная (рис. 14.15, а) и воспроизводится на цветном материале. Экспонирование и первое (черно-белое) проявление дают ре­зультат, показанный на рис. 14.15, б. Все поля пурпурной шкалы отражают синие и красные излучения независимо от количества краски, а зеленые — в обратной зависимости от ее поверхностной концентрации. Поэтому верхний и ниж­ний слои пленки будут засвечены сплошь, а средний — избирательно. На последней схеме (рис. 14.15, в) представ­лен результат отбеливания, засвечивания (второго экспо­нирования) и второго (цветного) проявления: образовалась позитивная копия пурпурной шкалы. Принципиально так же воспроизводятся и многоцветные оригиналы.

14.4.2. Внутреннее маскирование цветных негативов

При внутреннем маскировании корректирующее изобра­жение образуется внутри слоя. Процесс осуществляется на специальных материалах с «внутренней маской». В СССР та­кие пленки выпускаются под маркой ЦНЛ-65.

На рис. 14.16 показан пример спектральных кривых красителей цветофотографического синтеза.


Они, как и по­ лиграфические краски, отличаются по цветовому тону от



Рис. 14.16. Кривые поглоще­ния красителей цветного ма­териала (схема); пунктиром показаны свойства изобра­жаемых идеальных состав­ляющих пурпурного краси­теля



Рис. 14.17. Пурпурный клин; желтая компонента ком­пенсирует вредную состав­ляющую реального пурпур­ного изображения

идеальных, имея не голубой, а зеленовато-голубой, не пур­пурный, а красновато-пурпурный цвета и довольно близкий к идеальному желтый.

Рассмотрим процесс на примере маскирования пурпур­ного изображения. Цвет соответствующего красителя мож­но получить, смешивая чисто-пурпурный (пунктирная кри­вая 1 на рис. 14.16) с небольшим количеством чисто-желто­го (кривая 2) и пренебрежимо малым количеством голубо­го (кривая 3), которое в дальнейшем учитываться не будет.

Пусть в пурпурном слое материала образуется изобра­жение в виде непрерывного клина (рис. 14.17), обозначен­ного Пр

(пурпурный реальный). Его можно представить как совокупность двух клиньев — чисто-пурпурного Пи, об­разованного краской /, близкой к идеальной (рис. 14.16), и желтого Жи, образованного краской 2. Последний нужно рассматривать как вредное изображение, которое следует устранить маскированием. Та часть эмульсионного слоя, в которой изображение не образовалось (отмечено точками), — тоже клин, но его оптические плотности растут в сторону уменьшения плотностей вредного желтого. Если бы эта, неиспользуемая часть эмульсионного слоя была желтой и имела бы те же плотности, что и вредный клин, то вместе они образовали бы равномерный светофильтр, плотности ко­торого не зависят от плотностей пурпурного изображения. Оптически это тот же процесс маскирования позитива не­гативом, который ведется при проекционном маскировании.

Компенсирующий клин, а в общем случае нужный по распределению плотностей негатив, можно получить, если в качестве «пурпурной» компоненты взять не бесцветное, как в обычных цветных материалах, а желтое вещество. (При строгой коррекции следует учитывать и поглощение в крас­ной зоне, которое эквивалентно примеси голубой краски 3; рис. 14.16.) Маска, образованная по такому принципу, на­зывается внутренней.



Подобным же образом маскируется и голубое изобра­жение. Из рисунка 14. 1 видно, что маскирующая компонента в этом случае должна компенсировать вредные поглощения красителя в зеленой зоне спектра, т. е. быть пурпурной (или, если учесть слабое поглощение красителя в синей зо­не, красно-пурпурной).

Желтое изображение имеет достаточно удовлетворитель­ное распределение оптических плотностей по спектру, и по­этому его не маскируют. Из рисунка видно, что если бы мас­кирование потребовалось, то процесс можно было бы осу­ществить с помощью «желтой» компоненты, имеющей пур­пурный цвет.

Действие на копировальные свойства негатива свето­фильтров, образованных вредными изображениями совмест­но с закрывающими их масками, может быть компенсиро­вано разными способами. Наиболее простой — применение при копировании компенсационных светофильтров. Цвет светофильтра должен быть дополнительным к суммарному цвету вредного изображения и его маски. Система «маска — вредное изображение — компенсационный светофильтр» об­разует серый светофильтр, влияющий на выдержку при ко­пировании, но не на баланс позитива.

Практически же в большинстве случаев для получения копии с маскированных негативов применяют специальные позитивные материалы. Соотношение чувствительностей их эмульсионных слоев изменено в сравнении с обычными мате­риалами с расчетом на экранирующее действие масок и компенсируемых ими изображений.

Внутреннее маскирование удобно тем, что цветокоррек-тирование совершается полностью автоматически, без до­полнительных усилий на расчет и изготовление масок. Все трудности процесса переносятся на предприятия, изготав­ливающие материалы, причем главным образом — на ста­дию освоения технологии изготовления пленки.

14.5. КОНТАКТНОЕ МАСКИРОВАНИЕ СЛАЙДОВ 14.5.1. Маскирование единой цветной маской

Для маскирования слайдов можно было бы применять методы, изложенные выше, и использовать маски, каждая из которых компенсирует одно из вредных изображений.


Эти маски, называемые раздельными, получаются копи­рованием оригинала с использованием трех соответствую­щим образом выбранных светофильтров, выделяющих вред­ные изображения. Однако успехи фотомеханики и химиче­ской промышленности позволили значительно упростить процесс маскирования слайдов путем изготовления одной маски, единой для всех трех изображений, составляющих оригинал. Суть процесса состоит в том, что в масковой плен­ке образуются элементарные маски, каждая из которых ис­пользуется при определенных условиях (спектральных или экспозиционных) и маскирует изображение, находящееся в том или ином слое слайда-оригинала. Изменяя условия, можно «включать» нужную элементарную маску.

Известны две группы методов маскирования единой мас­кой — маскирование цветной и маскирование черно-бе­лой маской.

Продемонстрируем методы, составляющие первую груп­пу, на примере получения единой маски на пленке «Три-маск» (фирма «Кодак»). Схема строения пленки показана на рис. 14.18, где слева указаны зоны спектра, к которым чув­ствителен данный эмульсионный слой (цифры обозначают его порядковый номер), а справа—компоненты, содержа­щиеся в нем, и, следовательно, цвета частичных изображе­ний. Как следует из рисунка, пленка содержит пять эмуль­сионных слоев, последовательно нанесенных на подложку. Верхний слой отделен от следующего желтым светофильтром, подобным тому, который содержится в обычном цветном материале.

На пленку «Тримаск» контактно копируют оригинал-слайд (рис. 14.19, а). Желтое поле слайда действует на крас­но- и зеленочувствительные слои пленки, пурпурное — на сине- и красночувствительные, голубое— на сине- и зелено-чувствительные. После проявления получают единую мас­ку — изображение, в котором находятся элементарные мас­ки (рис. 14.19,6). Каждая из них предназначена для ис­правления определенного частичного изображения, нахо-



Рис. 14.18. Строение маско-вой пленки «Тримаск»



Рис. 14.19. Схемы маскиро­вания единой цветной ма­ской:



а — оригинал; б — схема обра­зования негативных изображе­ний в слоях масковой пленки; в — результат копирования еди­ной маски через синий свето­фильтр—желтая маска; г — пурпурная маска; д —- голубая маска; с, з. к —синий, зеле-пый. красный светофильтры



Рис. 14.20. Схема компенса­ции вредного изображения:

а — условное представление

желтого клина в элементарном слое оригинала; б — пурпурный клин, образованный в первом слое маски

дящегося в слайде. Изображения на маске и слайде совме­щают, и эту систему копируют (контактно или проекцион-но) на негативный материал через светофильтр, выделяющий соответствующую краску. Одновременно с цветоделением происходит использование нужной элементарной маски (см. ниже). Результат перечисленных операций — откорректи­рованный цветоделенный негатив.

Остановимся на действии масок. В каждом из эмульсион­ных слоев масковой пленки (четвертый не участвует в цве­товой коррекции, см. ниже) образуется изображение, нега­тивное относительно корректируемого частичного изобра­жения оригинала, а цвет его совпадает с цветом вредной со­ставляющей данной краски. Например, в верхнем, сине-чувствительном, слое масковой пленки получается не жел­тое, как в обычной, а пурпурное, негативное по отношению к желтому изображению в слайде и его пурпурной вредной составляющей. Из рис. 14.20 видно, что оно компенсирует эту вредную составляющую.

Во втором и третьем слоях пленки «Тримаск» образуют­ся маски, исправляющие пурпурное изображение по тому же принципу. Поскольку пурпурная краска имеет вредное поглощение в двух зонах, то масок две — голубая (второй слой) и желтая (третий).

Голубое изображение, образующееся в четвертом слое, оказывает градационное действие — это градационная мас­ка, которая снижает контраст голубого частичного изобра­жения слайда, что улучшает баланс контрастности, нарушен­ный цветокорректирующими масками (см. ниже).

В пятом слое возникает весьма малоконтрастная мас­ка (пурпурная) для голубого частичного изображения слай­да.


В других способах маскирования вредной составляющей голубого пренебрегают.

Теперь посмотрим, как происходит «включение» требуе­мой маски (рис. 14.19). На рисунке схематически показано образование изображений в каждом из элементагшыххлоев пленки «Тримаск» в результате копирования на нее ориги­нала (рис. 14.19, а), состоящего из желтого, пурпурного и голубого полей, на которых краска находится в максималь­ной концентрации. Справа (рис. 14.19, б) обозначены бук­вами Г, П и Ж цвета изображений в элементарных слоях.

Предварительно выясним, как воспроизводится сама маска в результате ее копирования через цветоделительные светофильтры. При использовании синего светофильтра ра­ботает только желтый слой единой маски, а остальные про­пускают синие излучения. В результате получается копия маски, показанная на рис. 14.19, е, — негатив изображения, полученного в желтом слое. Он тождествен идеальной мас­ке синефильтрового («желтого») негатива (рис. 14.1, е).

Копия единой маски, полученная через зеленый свето­фильтр, выглядит так, как это представлено на рис. 14.19, г. Плотности копии связаны с градационными свойствами пер­вого и пятого слоев маски, определяемыми количествами красителя в них. Первый слой разработан так, чтобы коли­чества красителя определялись вредной составляющей жел­той краски (рис. 14.1, а, зеленая зона), которая корректи­руется первым полем маски (полем Ж). Градационные свой­ства пятого поля выбраны в зависимости от вредной со­ставляющей голубой краски (третье поле маски, поле Г). Как видно, маска для «пурпурного» негатива имеет другой вид, чем показанная на рис. 14.1, е и предназначенная для

коррекции вредного поглоще­ния только голубой краски. Несколько сложнее ко­пия, предназначенная для маскирования голубой крас­ки. Как видно на рис. 14.19, д, ею корректируется не только пурпурное поле, имеющее не­большое искажение по голу­бой (рис. 14.1, а), но и само голубое поле. Следовательно, маска уменьшает не только количество вредной пурпур­ной краски, но и полезной голубой.


Восстанавливается баланс, нарушенный преды­ дущими масками, которые уменьшают контраст основ­ного изображения. На рис. 14.21 показаны негативы, полученные в резуль­тате обычного цветоделения выбранного оригинала. Они тождественны тем, которые показаны на рис. 14.1, с той только разницей, что желтое поле пурпурного негатива пред­ставлено с учетом вредного поглощения желтой краски в зеленой зоне. Совмещение масок и неоткорректированных не­гативов приводит к их исправлению.

На практике цветоделение и маскирование с использова­нием пленки «Тримаск» производятся не раздельно, как мы только что продемонстрировали для простоты, а одновре­менно. Копирование системы «слайд—маска» через цвето-делительный светофильтр дает тот же результат, что и по­казанный выше.

При использовании единой цветной маски сокращается число операций: вместо двух или трех готовится только одна маска. По той же причине значительно упрощается опера­ция совмещения изображений. Облегчается и упрощается процесс обработки материала.



Рис. 14.21. Негативы, полу­ченные в результате цвето­деления оригинала, изобра­женного на рис. 14.19, а

14.5.2. Маскирование единой черно-белой маской

Маскирование единой цветной маской дает хорошие ре­зультаты. Но такой процесс сложен и дорог и к тому же требует точного соблюдения режимов. В связи с этим раз­работан более простой метод маскирования оригинала-слай­да единой черно-белой (серой) маской. Для ее изготовления применяются специально выпускаемые черно-белые пленки. К ним относится, например, пленка ФТ-М2 (СССР) или «Веримаск» (Агфа-Геверт). Они представляют собой ма­локонтрастные панхромати­ческие материалы.

Противослой пленки «Ве­римаск» служит темно-оран­жевым светофильтром, через который она экспонируется при получении маски. Плен­ка ФТ-М2 не содержит тако­го слоя, и ее экспонируют при копировании последова­тельно через красный и зеле­ный светофильтры. При соот­ветствующем соотношении выдержек это дает тот же эф­фект, что и использование темно-оранжевого слоя.



Оригинал копируют на ма-сковую пленку с соблюдением

указанного условия и получают негатив-маску, содержащую одновременно «голубое» (красный светофильтр) и «пурпур­ное» (зеленый светофильтр) серые компенсирующие изобра­жения. Использование того или иного основано на зависимо­сти градационного эффекта от выдержки.

На рис. 14.22 дана схема получения единой серой мас­ки — результат раздельного копирования оригинала (а) через красный (б) и зеленый (в) светофильтры, а также сум­марное изображение (г), полученное сложением негативов б и в. Тот же результат должен получиться, если оригинал копировать на данный слой сначала через красный, а затем через зеленый светофильтры и после экспонирования про­явить. Негативы бив взяты по рис. 14.1, д (соответственно негативы Г и П) с учетом небольшого коэффициента конт­растности материала — масковой пленки.



Рис. 14.22. К экспонирова­нию пленки ФТ-М2: а — оригинал; б — результат

экспонирования пленки за крас­ным светофильтром; в — ре­зультат экспонирования за зе­леным светофильтром; г — ре­зультат совместного экспониро-

Негатив-маску совмещают с оригиналом и копируют через цветоделительные светофильтры. Маской пользуются при получении пурпурного и желтого негативов в соот­ветствии с теми вредными изображениями, которые на ней зарегистрированы.

Процесс поясняется рис. 14.23. В левой его части пока­заны желтый и пурпурный негативы, полученные в резуль­тате обычного цветоделения (по рис. 14.1, д), а в правой — результаты цветоделения маскированного оригинала. На



Рис. 14.23. Схема коррекции черно-белой маской желтого и пурпур­ного негативов:

а — результат безмаскового процесса (по рис. 14.1); б — результат маскиро­вания

него, как это видно из рисунка, наложена единая серая мас­ка, вызывающая снижение всех освещенностей в 10D раз. Если выдержку при цветоделении через синий светофильтр (т. е. при получении желтого негатива) рассчитать или по­добрать так, чтобы желтое поле не прокопировывалось, то плотность пурпурного поля увеличится по сравнению с изо­браженной слева, так как плотность второго поля маски меньше, чем плотность первого, и получится тот результат, который дан в правой части рисунка.



При цветоделении через зеленый светофильтр (пурпур­ный негатив) экспозиция устанавливается с расчетом на то, чтобы не прокогтировывалось пурпурное поле. Тогда плот­ность желтого уменьшится, а голубого возрастет.

Значительное упрощение процесса при маскировании единой маской по сравнению с маскированием раздельны­ми масками, его невысокая стоимость привели к довольно широкому применению единой маски. Однако при ответственных работах используется раздельное маскирование, дающее более точную коррекцию, чем маскирование еди­ной маской, и в особенности — серой.

14.6. РАСЧЕТ МАСОК

Принципы маскирования были продемонстрированы на примере красок, спектральные кривые которых показаны на рис. 14.1. Изменение их формы вызовет изменение значений вредных контрастов на цветоделенных негативах. Например, уменьшение поглощения пурпурной краски в синей зоне должно привести к повышению плотности пурпурного поля на желтом негативе (рис. 14.1, д), или, что то же, к сниже­нию вредного контраста желтого негатива по пурпурной краске. Это сделает необходимым уменьшение контраста маски, которая предназначена для коррекции желтого не­гатива и готовится с пурпурного. Поэтому характеристики цветокорректирующих масок определяют исходя из спек­тральных свойств выбранных красок. Расчет характери­стик применительно к некоторой триаде обеспечивает по­лучение масок, дающих наилучшую коррекцию только принятых в расчет красок. Это значит, что на практике рас­чет приходится вести лишь при переходе от одной триады к другой.

Показывая смысл цветокорректирующего маскирования (рис. 14.1), мы выбрали простейший оригинал, поля кото­рого образованы красками, наложенными в максимальных количествах. Для иллюстрации принципов расчета масок удобнее взять оригинал-дубликат (рис. 14.24), представ­ляющий собой расположенные рядом желтую, пурпурную, голубую и серую шкалы-клинья.

Если для синтеза цветов репродукции используется та же триада, что и раньше (рис. 14.1), то получим цветоделенные негативы и., кроме того, с пурпурного и голубого изгото­вим слабые диапозитивы — цветокорректирующие маски (рис. 14.24).



Серая шкала выполняет в нашем случае роль контроль­ной. Ею будем пользоваться, в частности, для контроля сте­ пени проявленности цветоделенных негативов. Проявим негативы до ? = 1. Это значение устанавливается по серой шкале. (Можно было бы проявить негатив до произвольного значения у, а затем пересчитать контраст частичных изо­бражений. Если, например, негатив проявлен до ? = 1,5, то коэффициент контрастности можно привести к единице, разделив характеристики каждой из шкал на 1,5. Для упрощения изложения рассмотрим случай, когда негативы про­явлены до ? — 1.)

Расчет масок ведется по цветоделительным характери­стикам негативов, подобным характеристикам частичных изображений (см. раздел 13.7).



Рис. 14.24. Оригинал-дубликат, его цветоделенные негативы и маски с них:

а —оригинал; б — желтый негатив; а — пурпурный негатив; г — диапозитив с пурпурного негатива — маска для желтого негатива; д — голубой негатив; е — диапозитив с голубого негатива —• маска для пурпурного негатива

Из цепи градационных графиков (рис. 13.16) возьмем два первых — Dэф (С) и DH (Dэф) — и графически опре­делим положение суммарного, который представляет собой аппроксимированную прямой линией градационную кри­вую цветоделейного негатива Dн (С). Построение показано на рис. 14.25. График DH (Dэф) есть перевернутая относи­тельно осп абсцисс характеристическая кривая негативной

пленки, аппроксимированная прямой. Обозначим ?Dн/?С =



= ?ji. Отношение ?ji назовем контрастом ц в е т о -деленного негатива по данной крас-к е (выделяемой или невыделяемой). Из этих соотношений получим



Расположив цветоделен­ные негативы так, как это сделано на рис. 13.13 для частичных изображений, увидим, что значения ?ji (в нашем частном случае ?ji можно свести в матрицу, которая описывает свой­ства цветоделенных нега­тивов так же, как матрица (13.7) — свойства частич­ных изображений, а мат­рица (13.12) — эффектив­ных.

Столбцы матрицы — ха­рактеристики цветоделен­ных негативов — выражают контраст каждой из одно­красочных шкал, а ее строки — значения ?ji в данной зо­не.


Пусть матрица имеет вид



Рис. 14.25. Схема определения градационных характеристик цве­тоделенных негативов



(14.1)

Цветоделенные негативы, показанные на рис. 14.24, имеют цветоделительные характеристики, соответствующие рис. 14.26 и матрице (14.1).

Изготовим с пурпурного негатива, как обычно, маску для желтого, а с голубого — маску для пурпурного. Вы­берем при этом продолжительности проявления так, чтобы полезные изображения на масках строго компенсировали вредные изображения на цветоделенных негативах. На рис. 14.27 сопоставлены цветоделенные негативы с соот­ветствующими цветокорректирующими масками, а на схемах б и е показаны результаты совмещения негативов с мас­ками. Для удобства изображения клинья показаны не сту­пенчатыми, а непрерывными. В каждой паре клиньев верх­ний изображает участок маски, нижний — цветоделенного негатива.

Расчет маски заключается в определении коэффициен­та контрастности диапозитива, полезное изображение на котором компенсирует вредное изображение на исправляе­мом негативе. По кривой кинетики проявления в этом слу-



Рис. 14.26. Градационные характеристики цветоделенных негативов (линейная аппроксимация):

а — синий светофильтр; б — зеленый светофильтр; s — красный све­тофильтр

чае находят время обработки, обеспечивающее требуемое значение коэффициента контрастности диапозитива.

Для осуществления компенсации нужно, чтобы конт­раст компенсирующего изображения равнялся контрасту негатива по компенсируемому изображению. Так как ком­пенсировать можно только одно из вредных изображений, то выбирают то из них, которое имеет большой контраст. Например, на желтом (синефильтровом) негативе это — пурпурное. Пурпурный диапозитив будет закрывать вредное изображение на желтом негативе, если контраст соответст­вующей шкалы диапозитива в нашем примере равен 0,3. Так как она -направлена в обратную сторону относительно шкалы негатива, то ее характеристикам придается знак «минус». Таким образом, для того чтобы изготовить маску для желтого негатива, нужно получить пурпурный диапо­зитив, на котором пурпурный клин имеет контраст, равный ?пз = —0,3.


Для обеспечения этого значения ?пз диапози­тив нужно проявить до ?М

= 0, 5 Тогда контраст всех шкал снизится вдвое по сравнению с исходным (рис. 14.24, в). Это относится и к пурпурной шкале. Следовательно, определяемый коэффициент контрастности ?м, до которого не­обходимо проявить маску, равен отношению контраста ?в вредного изображения на исправляемом негативе к ?м контрасту исправляющего изображения на масковом:



Рис. 14.27. К расчету масок при перекрестном маскировании: а — желтый негатив; б — маска для него (диапозитив с пурпурного негати­ва); в — результат маскирования желтого негатива; г — пурпурный негатив' - маска для него (диапозитив с голубого негатива); е - результат маски­рования пурпурного негатива

При этом условии характеристики контраста маски, обеспечивающей компенсацию пурпурной шкалы на жел­том негативе, имеют следующие значения: ?жз = —0,05, ?пз

= —0,3, ?гз = —0,15. Элементы первой строки матри­цы (14.1) соответственно уменьшают на —0.05 — 0,3 —0,15.

Пурпурный негатив имеет наибольший вредный конт­раст по голубой краске. Поэтому для него ?м == 0,3 : 0,9 = = 0,33, и, следовательно, значения ?jk равны 0,0 — 0,03 —0,3.

Сложив характеристики контраста масок и маскируемых ими негативов и приняв во внимание, что голубой (красно-фильтровый) негатив не маскируется, получим матрицу цве­тоделения маскированных негативов матриц (14.1 и 14.1, о): до маскирования желтый негатив был контрастнее голубого по полезному изображению в 0,9 : 0,5 = 1,8 раза, а маскирование привело к увеличению этого отношения до 0,9 : 0,45 = 2 раз. Средство исправле­ния такого недостатка состоит в изменении условий прояв­ления, на что указывалось при нормировании матрицы 14.1, а).



Рис. 14.28. К расчету маски для желтого негатива при компенсатив-ном маскировании:

д — желтый негатив; б — желтый диапозитив с него; в — пурпурный негатив; г —схема совмещения желтого диапозитива (клин сверху) с пурпурным не­гативом (клин внизу); д — маска для желтого негатива, проявленная до V=l; с — результат совмещения мпски с желтым негативом



Расчет масок-компенсативов. Остановимся сначала на маскировании желтого негатива. Как отмечалось (14.2.3), компенсатив для исправления желтого (синефильтрового) негатива, подобно обычной маске, делается с пурпурного (зеленофильтрового) негатива.

С желтого негатива (рис. 14.28, о) делают диапозитив той же контрастности, что и негатив (в нашем примере ? = 1). Тогда первая строка матрицы диапозитива выражается эле­ментами матрицы (14.1), взятыми со знаком «минус»: —0,5 —0,3 —0,2.



(14.1, а)

Сравнение матриц (14.1) и (14.1, а) показывает, что в результате маскирования цветоделение значительно улуч­шилось. Если вредный контраст на немаскированных жел­том и пурпурном негативах достигал значения ?пз = ?гз == = 0,3, то в результате маскирования он на желтом практи­чески ликвидирован, а на пурпурном его наибольшее зна­чение составляет лишь ?жз

= 0,1 (по желтой краске).

Маскированные негативы имеют лучшие цветоделитель­ные свойства, чем немаскированные (матрица 14.1). Это мож­но показать еще более наглядно, приведя сумму № в каж­дой из строк матрицы к единице. Для этого первую строку матрицы нужно умножить на 1/0,5 = 2, а вторую — на 1/0,67 = 1,5, где 0,5 и 0,67 — суммы элементов первой и второй строк матрицы (14.1, а). Тогда получим матрицу, которая выражает состояние цветоделения при согласован­ных градационных свойствах негативов:



(14.1, б)

Чтобы получить соответствующие негативы, нужно жел­тый проявить не до ? = 1, а до ? = 2, пурпурный — до ? = 1,5, а голубой, как и ранее, до ? = 1. Коэффициенты контрастности масок, а следовательно, продолжительности их проявления должны быть изменены соответствующим образом.

При маскировании иногда возникают затруднения. Во-первых, может снизиться контраст (см. рис. 14.27, а и в). Во-вторых, если ке принимать мер, возрастает разба-лансированность негативов. Это видно из сопоставления

Совместив этот диапозитив. (рис. .14.28, б) с пурпур­ным негативом (рис. 14.28, в), получим изображение (рис. 14.28, г), копия которого дает компенсатив-маску.

Содержание раздела