Начала дубликационной теории
В целом она выглядит осветленной по сравнению с оригиналом. Для устра нения этого недостатка на трехкрасочную репродукцию накладывают четвертое частичное изображение — черное. Его градацию рассчитывают так, чтобы краска легла главным образом на темные участки изображения, не загрязняя светлых.
Отрасли техники, использующие прозрачные краски — кинематография, цветная фотография, применяют трехкрасочный синтез, а полиграфия, располагающая мутными, — как правило, четырехкрасочный.
13.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В главе 12 были рассмотрены общие принципы воспроизведения цветного оригинала реальными красками и основные трудности, возникающие при их использовании. Это, во-первых, ограниченность цветового охвата в связи со светорассеянием в красочных слоях и сложность расчета цветов наложений. Во-вторых, затруднения, связанные с неизбежностью замены идеальных — зональных — красок реальными, имеющими поглощение в нескольких зонах. Вследствие такой замены происходят искажения цветов репродукции, называемые цветоделительными.
Техника цветовоспроизведения усложняется растровым характером изображения в полиграфической технологии, диффузией красок из одного эмульсионного слоя в другой в цветной фотографии и т. д.
Учет этих факторов, а также некоторых других, которые будут рассмотрены ниже, довольно сложен. Однако на помощь исследователям и практикам пришел метод, позволяющий значительно упростить решение ряда задач, которые ставит теория. Его предложил в 30—40-х гг. Н. Д. Ню-берг. Значение его работ для теории цветовоспроизведения сравнимо со значением трудов Хертера и Дриффильда, которые, открыв характеристическую кривую, заложили основы научной фотографии.
Метод основан на положении о том, что все отражающие тела, имеющие одинаковые цвета, одинаково фотографируются в данных условиях цветоделения. Иными словами, характер воспроизведения цвета несветящегося объекта не зависит от его природы.
Если, например, цвета ткани, помидора и красочного пятна имеют одинаковые цветовые координаты, то все эти предметы при одинаковых условиях фотографирования дают на цветоделенных негативах равные плотности. Все метамерные цвета неразличимы не только зрительно, но и одинаково действуют на фотографический приемник. Отсюда следует, что объекты, воспроизведение которых требует наложения известных количеств красок, воспроизводятся так же, как слои этих красок, наложенные друг на друга. Такое свойство метамерных цветов позволяет изучать процесс цветовоспроизведения не на множестве разных объектов, а на одном — красочных наложениях, взятых во всевозможных комбинациях и содержащих, следовательно, все цвета, которые дает данная система красок субтрактивного синтеза.
Объект воспроизведения, представляющий собой систему наложений красок и заменяющий произвольный при изучении и контроле процесса, называется оригиналом-дубликатом или просто дубликатом (иногда в полиграфии его называют модельным оригинале м). Л. Ф. Артюшин завершил разработку теории его воспроизведения. Она получила название д у б-ликационной теории.
Одно из преимуществ оригинала-дубликата перед произвольным состоит в том, что заранее известно, какими количествами красок образовано его любое поле и какие, следовательно, должна содержать точная репродукция. В то же время любой участок произвольного оригинала, как будет показано ниже, фотографируется и воспроизводится так же, как тождественное ему по цвету поле дубликата. Из этого следует, что все погрешности цветовоспроизведения, выявленные на репродукции дубликата, относятся и к изображению любого оригинала. Если, например, на некотором поле репродукции дубликата будет обнаружен избыток краски, то это значит, что точно такой же избыток искажает и соответствующий цвет изображения какого угодно объекта, воспроизведенного в тех же условиях.
Цвета произвольного оригинала можно разделить на входящие в охват данной триады и выпадающие из него.
Цвета, входящие в охват, содержатся в дубликате, а вы падающие из него трансформированы: насыщенные превращены в менее насыщенные; невоспроизводимые по цветовым тонам — в более или менее близкие к цветам реального оригинала. Очевидно, трансформированные цвета — предел возможностей данного метода получения цветного изображения. Изучать воспроизведение принципиально невоспроизводимых цветов нет смысла.
Оригинал, выполненный красками субтрактивного синтеза, представляет собой своеобразный субтрактивный колориметр. Сравнивая дубликат с произвольным объектом, можно определить, какие количества красок нужны для воспроизведения цветов объекта, т. е. найти их субтрактив-ные координаты, причем с учетом побочных явлений при синтезе: взаимного влияния красок, их впитывания в бумагу, мутности. Это освобождает от необходимости рассчитывать количества красок с учетом факторов синтеза, что особенно важно, так как надежных методов расчета пока нет.
Разница субтрактивных координат оригинала-дубликата и репродукции — количественная характеристика искажения цвета в данном процессе.
Прежде чем детально рассматривать дубликационную теорию, необходимо остановиться на положении, лежащем в ее основе: показать, что участки разных поверхностей, имеющие одинаковые цвета, фотографируются одинаково.
13.2. УСЛОВИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЕКТРАЛЬНОГО СОСТАВА
Равенство двух излучений по цвету, вообще говоря, не гарантирует их одинакового фотографического действия. Пример, когда идентичные по цвету объекты воспроизводятся по-разному, показан на рис. 13.1. На нем даны спектры испускания двух ламп, экранированных желтым светофильтром: 1 — обычной лампы накаливания, 2 — ртутной лампы СВД. Цвет излучения первого источника желтый. Это следует из того, что световой поток, выходящий из светофильтра, распределен по двум зонам спектра — зеленой и красной. Цвет второго источника такой же, потому что поток в этом случае принадлежит желтому участку спектра.
По кривым основных возбуждений получим
Рис. 13.1. Спектры одинаковых по цвету, но по-разному воспроизводимых излучений:
/ — спектр лампы накаливания, экранированной желтым светофильтром; 2 — желтая линия (А,=578 нм) ртутной лампы СВД, экранированной тем же светофильтром
физиологическое подтверждение тождества этих метамер-ных цветов.
Из рисунка также видно, что лампа накаливания должна дать почернения на краснофильтровом и зеленофильтро-вом негативах и в соответствии с этим цвет ее излучения воспроизводится желтой краской. Ртутная лампа действует на материал только за зеленым светофильтром, и поэтому ее цвет воспроизводится двумя красками — голубой и желтой, т. е. на репродукции получается зеленым.
Рассмотренный пример показывает, что излучения колориметрически одинаковых цветов, вообще говоря, могут регистрироваться при цветоделении по-разному, если эти цвета не изомерны.
Два участка, имеющие тождественные цвета, фотографируются (а следовательно, и воспроизводятся) одинаково, если актиничность отражаемых ими излучений определяется только их цветами, независимо от спектральных составов. Это так называемое условие независимости от спектрального состава было впервые сформулировано Н. Д. Нюбергом. Оно соблюдается в тех случаях, когда кривые отражения полей, имеющих тождественные цвета, независимо от природы объектов, в пределах пропускания каждого из цветоделительных светофильтров, близки между собой. Тогда при фотографировании через эти светофильтры при одинаковых источниках с непрерывным спектром поля тождественных цветов дают равные оптические плотности. Если же в пределах пропускания светофильтров кривые сильно расходятся, как на рис. 13.1, условие независимости не соблюдается.
Практически все объекты, воспроизводимые средствами цветной фотографии и полиграфической цветной репродукции, отражают или работают на пропускание, но не испускают собственного света и освещаются от солнца или ламп накаливания, т.
е. от источников, спектры которых непрерывны. Рассмотренный выше пример (рис. 13.1) относится к объектам другого типа — испускающим собственный свет. В связи с этим необходимо выяснить, как ведут себя типичные объекты цветовоспроизведения — отражающие — и возможно ли для их полей, имеющих одинаковые цвета, расхождение спектральных кривых, подобное показанному на рисунке.
Ответ на этот вопрос дал Н. Д. Нюберг, он сформулировал и доказал «теорему о трех точках». По этой теореме кривые спектрального распределения коэффициента отражения полей одинаковых цветов при их освещении от источников с непрерывными спектрами имеют по меньшей мере три точки пересечения. Это означает, что спектральные кривые отражающих объектов, имеющих одинаковые цвета, близки друг другу. Поэтому цветоделение таких объектов дает весьма сходные результаты.
Следовательно, одинаковые цвета отражающих объектов при цветоделении через зональные светофильтры воспроизводятся одинаково. Одинаковость результатов не обязательно соблюдается при цветоделении через узкие, например монохроматические, светофильтры; область их пропускания может приходиться как раз на тот участок спектра, где кривые отражения расходятся максимально. Светофильтры же с широкими областями пропускания дают возможность регистрировать средние значения потоков в пределах полосы пропускания. Поэтому при исследовании процесса цветоделения можно рассматривать не множество объектов разной природы (живописные краски, красители цветофотографических изображений, цвета натурных объектов и т. д.), а один оригинал-дубликат, изготовленный теми красками, которыми будет проводиться синтез.
Итак, дубликационная теория позволяет на основании анализа спектральных кривых красок оценивать воспроизведение цветов любого оригинала при условии их синтеза этими красками. Поэтому в дальнейшем будем изучать репродукционные свойства не произвольного оригинала, а дубликата, т.
е. красочной системы. Достоинство такого объекта состоит в простоте количественной оценки результатов воспроизведения.
Ниже будут продемонстрированы два дубликата — система красочных клиньев и шкала охвата. Первый из них мало удобен для исследования процесса, так как содержит ограниченное число цветов. На его примере легче понять принципы дубликационной теории, чем на более сложном. Второй дубликат — шкала (таблица) охвата. Она послужила основанием для строгого построения дубликационной теории воспроизведения цветного оригинала (см. раздел 13.4).
13.3. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОДНОКРАСОЧНЫХ НАЛОЖЕНИЙ
13.3.1. Цветоделение дубликата и синтез репродукции
Пусть оригинал-дубликат выполнен в виде трех расположенных рядом однокрасочных клиньев (рис. 13.2, а). Каждое из полей клиньев образовано реальными красками субтрактивного синтеза, поверхностные концентрации которых сп0, сп1, сп2, сп3,. Для изготовления и воспроизведения дубликата выбрана триада, спектральные кривые которой показаны на рис. 13.3. Поглощением красок в тех зонах, где оно минимально, будем пренебрегать. Тогда каждая из кривых оказывается распространенной только на две
Рис. 13.2. Оригинал (а), его цветоделенные негативы (б), частичные изображения (в) и картина совмещения частичных изображений (г) зоны — полезного поглощения и ту, где вредное поглощение значительно.
Для точного воспроизведения цветов оригинала требуются те же количества красок, которые содержатся на полях клиньев. Степень отклонения от этого — степень цветодели-тельного искажения. Поэтому, пользуясь дубликатом, можно оценить результаты цветоделения не только качественно, но и количественно.
Допустим, что для цветоделения использован фотографический материал, имеющий линейную относительно lg Я характеристическую кривую. В таком случае оптические плотности цветоделенных негативов будут пропорциональны зональным плотностям красок, или, что то же, их поверхностным концентрациям, которые различны на разных полях.
Из определения коэффициента контрастности следует: ?DH = ?? lg H. Но так как интервал экспозиций, сообщаемых оригиналом, равен интервалу его плотностей, т. е. A lg H — = ?Dор, то ?DH = ??Dор.
Рис. 13.3. Кривые поглощения красок, которыми выполнен оригинал рис. 13.2
Определим, какими должны быть эти негативы. В зоне пропускания синего светофильтра поглощает не только желтая, но и пурпурная краска (рис. 13.3, а и б). Поэтому оптические плотности синефильтрового негатива связаны с зональными плотностями полей как желтого, так и пурпурного клиньев оригинала. Следовательно, синефильтро-вый (желтый) негатив имеет градацию по обеим указанным краскам (рис. 13.2, б). Поскольку вредное поглощение пурпурной краски меньше полезного поглощения желтой, изображение пурпурного клина на желтом негативе малоконтрастно. (Контраст изображения оценивается интервалом его оптических плотностей или тангенсом угла наклона градационной кривой.)
Градация, вызванная вредным поглощением, называется вредной. Как видно из рис. 13.2, б, желтый негатив имеет вредную градацию по пурпурной краске.
Пурпурный (зеленофильтровый) негатив должен иметь полезную градацию по пурпурной краске и вредную — по голубой. При этом контраст изображения голубого клина не может быть большим (рис. 13.2, б).
В красной зоне краски оригинала в нашем случае не обладают вредным поглощением, и поэтому голубой (крас-нофильтровый) негатив имеет только полезный контраст по голубой краске.
Изготовив с цветоделенных негативов диапозитивы и переведя оптические плотности их почернений в соответствующие количества красок, получим частичные изображения, показанные на рис. 13.2, в.
На рис. 13.2, г они представлены подготовленными к совмещению на бумажной подложке. Буквами г, п, ж указаны цвета клиньев в оригинале, буквами Г, П и Ж — цвета каждого из частичных изображений
Рассмотрим свойства полученной таким образом репродукции в двух случаях: а — краски синтеза идеальны; б — краски синтеза — те же самые, из которых состоит оригинал.
Синтез идеальными красками. Из рис. 13.2, г видно, что изображение желтого клина образовано на репродукции только желтой краской, так как по ней имеет градацию только желтый негатив (рис. 13.2, б, верхняя горизонталь). Репродукция пурпурного клина получается совмещением контрастного пурпурного изображения и менее контрастного желтого. Она поэтому имеет не чисто-пурпурный, а красноватый цвет Из рис. 13.3, б видно, что краска оригинала тоже красноватая, так как довольно сильно поглощает в синей зоне. Это поглощение и обеспечивается в репродукции идеальной желтой краской. Точно так же голубой клин должен изображаться двумя красками — голубой (контрастное изображение) и пурпурной (малоконтрастное).
Следовательно, если бы синтез был проведен идеальными красками, то репродукция была бы и при данном цветоделении по цветам тождественной оригиналу.
Синтез реальными красками. Если оптические плотности тех же диапозитивов (рис. 13.2, в) перевести в соответствующие количества красок, которыми создан оригинал, то результат воспроизведения резко изменится по сравнению с результатом, достигаемым идеальными красками. Наложе-
нне желтого клина на пурпурный оказывается ненужным: пурпурный и без того имеет красноватый цвет. Наложение желтого только приведет к искажению цвета, который станет не красновато-пурпурным, как в оригинале, а чисто-красным. Подобным же образом будет искажен и цвет голубого клина: пурпурная краска оказывается в этом случае также излишней.
Чтобы сформулировать одно из основных правил тео-рии цветовоспроизведения, вновь обратимся к рис. 13.2. Возьмем для примера результат, полученный за синим, светофильтром. В зоне его пропускания поглощают две краски — желтая, выделяемая, и пурпурная, которая на желтом негативе тоже выделяется, хотя для получения точного изображения реальными красками этого не требуется. Поэтому пурпурный клин воспроизводится не одной пурпурной краской, а наложением желтой на пурпурную.
Таким образом, если в зоне, управляемой данной краской (желтой), обладает вредным поглощением другая (пурпурная), то частичное изображение, образованное выделяемой (желтой) краской, будет состоять из двух. Одно из них полезное, требуемое условиями синтеза, другое — вредное, загрязняющее, которое ляжет на краску, имеющую в зоне пропускания светофильтра вредное поглощение (пурпурную).
Все сказанное о желтой и пурпурной красках относится и к другим в соответствии с их свойствами. Например, голубой клин репродукции (рис. 13.2, г) оказывается загрязненным пурпурной краской, в зоне выделения которой голубая имеет поглощение. Голубое частичное изображение не содержит вредных, потому, что в красной зоне другие краски, кроме голубой, не поглощают.
Итак, основное правило цветоделения: краска, обладающая вредным поглощением взоне, которой управляет данная, при синтезе загрязняется данной, и цвет репродукции искажается. Количество загрязняющей краски определяется вредным поглощением загрязняемой.
Уточним в связи с этим понятие «невыделяемая краска». Это — та, которая не должна выделяться по условиям синтеза, но может выделиться по условиям анализа, что неизбежно для красок, поглощающих в нескольких зонах спектра.
На практике принято говорить о плохой отделяемости одной краски от другой.
Цвета объектов природы или оригиналов репродуцируются так же, как и соответствующие поля красочных клиньев.
Поэтому поля произвольных, объектов, требующие для воспроизведения только желтой краски, получаются оранжевыми, а только голубой— синеватыми. Если для воспроизведения того или иного участка объекта требуется не одна краска, а несколько, то его цвет будет искажен пропорционально вкладу каждой из них. Поэтому соотношения, полученные при рассмотрении частного объекта — дубликата, имеют общий характер.
13.3.2. Принципы оценки цветоделительных искажений и их коррекции
Вследствие вредного поглощения краски, создающего помеху при синтезе, которую традиционно называют цвето-делительным искажением, соответствующая зональная плотность репродукции становится большей, чем в оригинале (см.
рис. 13.2). Желтая краска ложится на пурпурную, мешающую ее выделению (клинья на рис. 13.2, г). В этом случае говорят, что желтая плохо отделяется от пурпурной. В приведенном примере пурпурная так же плохо отделяется от голубой.
Условие точного цветоделения в реальном процессе цветовоспроизведения применительно к оригиналу-дубликату выглядит следующим образом: плотности цветоделенного негатива должны зависеть от количеств выделяемой и не зависеть от количеств невыделяемых красок. В нашем примере этому условию удовлетворяет только голубой негатив.
В приложении к произвольному оригиналу условие точного в отношении данных красок цветоделения можно сформулировать так. На цветоделенном негативе произвольный оригинал должен давать градацию оптических плотностей только на участках, которые для точного цветоделения требуют тех или иных количеств выделяемой краски, и не давать градации на участках, которые воспроизводятся невыделяемыми красками. Такая формулировка по отношению к произвольному оригиналу мало практична: если он фотографируется без дубликата, то количества красок, нужные для воспроизведения того или иного участка — его субтрактивные координаты, заранее неизвестны.
Следовательно, для оценки точности цветоделения в отношении данных красок произвольный оригинал необходимо подвергать цветоделительной съемке совместно с дубликатом; в простейшем случае дубликатом могут быть несколько полей, сделанных красками синтеза. Это позволяет, в частности, оценивать цветоделительные искажения на участках негативов произвольного оригинала по результатам цветоделения дубликата. Он, таким образом, используется для определения субтрактивных координат тех или иных цветов произвольного оригинала.
Цветоделительные искажения можно выражать, например, графиками отделяемости. Они строятся в общем случае в координатах Di (cjп), где Dі — плотность цветоделен-ного негатива (i — к, з или с); сjп — поверхностная концентрация краски (j — г, п или ж).
На практике пользуют-
Рис. 13.4. Графики отделяемости:
а — желтая (выделяемая) плохо отделяется от пурпурной и полностью — от голубой: б — пурпурная не полностью отделяется от голубой; в — полное отделение голубой от желтой и пурпурной
ся и другими величинами, линейно связанными с указанными, если они более удобны для измерений. Например, по оси абсцисс откладывают площади растровых элементов (полиграфическое воспроизведение) или номера полей шкалы-клина, так как обычно известны концентрации краски на полях или другие характеристики ее количеств.
На рис. 13.4 показаны графики отделяемости, полученные измерением оптических плотностей негативов по рис. 13.2, б. Они представляют собой перевернутые относительно оси абсцисс градационные кривые частичных изображений, полученные в результате цветоделения за данным светофильтром. Из графиков видно, что желтый негатив (рис. 13.4, а) имеет большой вредный контраст по пурпурной краске, и желтая, следовательно, отделяется от нее плохо. Из рис. 13.2, г следует, что желтая краска ложится на пурпурный клин. Пурпурная отделяется от голубой краски не полностью (рис. 13.2, г и 13.4, б). Голубая отделяется от желтой и пурпурной красок (рис. 13.4, б) идеально.
Иногда те же зависимости представляют в координатах Dpi(Dop), т. е. в виде обычных градационных графиков. В этом случае ось ординат имеет направление, обратное показанному на рис. 13.4, и графики зеркально обращаются.
Цветоделительные искажения можно выражать не только графически, но и численно, например отношением тангенсов углов наклона графиков отделяемости или величиной, искажающей разности ?DБ-j, где индекс указывает разность оптических плотностей, измеренных на цветоделением негативе: Б — белого поля (бумаги, свободной от краски), дающего на негативе максимальную плотность, и j — поля, образованного краской, которая дает Цветоделительные искажения (при идеальном цветоделении под данные краски она бы не выделялась).
Численное значение рассматриваемой величины ?DБ- j может быть получено как в результате непосредственного измерения оптических плотностей цветоделенного негатива, так и прочитано по графику отделяемости (рис. 13.4, а). Оптическая плотность негативного изображения белого поля выражается на этом графике ординатой Dно, взятой при нулевой плотности оригинала (за которую, как известно, принимается оптическая плотность бумаги).
На рис. 13.4, а показано значение искажающей разности для некоторого поля п оригинала-дубликата:
Чем разность ?DБ-П меньше, тем желтая краска лучше отделяется от пурпурной.
Все сказанное о красочных клиньях, в соответствии с основным положением дубликационной теории, относится и к тождественным им по цветам участкам произвольных оригиналов.
На рис. 13.5 (на вклейке) показан оригинал-дубликат, состоящий из однокрасочных клиньев. Рядом с ним расположены детали произвольного объекта, совпадающие по цвету с тем или иным полем клина. Цвет лимона -- детали произвольного оригинала -- того же цвета, что и одно из полей желтого красочного клина, окажется на репродукции искаженным так же, как и цвет поля дубликата. Малина изображается подобно полю среднего клина и поэтому на репродукции получается не пурпурной, а красной: на ее изображение, как и на поле дубликата, ложится желтая краска.
Василек передается правильно, потому что голубая краска, его воспроизводящая, отделяется от других хорошо. Следовательно, недостаточная отделяемость красок (или, что тоже, плохое в отношении данных красок цветоделение) сказывается на воспроизведении произвольного оригинала таким же образом, как и на репродуцировании дубликата.
Выше (с. 172) были изложены общие принципы цветодели-тельной корректуры. Дубликационная теория позволяет представить их более наглядно. На примере дубликата недостатки цветоделения отчетливо видны.
Рис. 13.6. Схема маскирования желтого негатива
Цветоделительная ретушь. В нашем случае ее техника проста: нужно закрыть вредные изображения на желтом и пурпурном негативах, где они расположены отдельно от полезных — цветоделительные искажения очевидны.
Если же оригинал произвольный, ретушь цветоделенных негативов значительно сложнее и требует от исполнителя высокой квалификации. Однако работа облегчается применением дубликата («атласа ретушера»). Объем ретуши, который потребовался бы для приведения цветов репродукции к цветам оригинала, в случае дубликата известен: он выражается разностью количеств краски на участках репродукции и оригинала. Тем самым становится известным и характер ретуши негативов произвольного оригинала, поскольку тождественные цвета воспроизводятся одинаково. Например, негативное изображение малины (рис. 13.5) нужно корректировать так же, как и соответствующее ей по цвету поле негатива пурпурного клина.
Маскирование. Под цветокорректирующим. маскированием в широком смысле слова подразумеваются все методы автоматического устранения цветоделительных недостатков. Однако часто этому термину придают более узкий смысл, имея в виду компенсацию вредного изображения соответствующим ему, но обратным по распределению оптических плотностей.
Рассмотрим схему процесса на примере дубликата (рис. 13.6). Пусть требуется исправить желтый негатив (рис. 13.2, б), имеющий вредное изображение по пурпурной краске. Выберем тот из негативов, на котором эта (в общем случае любая искажающая) краска выделена полезно. Им оказывается пурпурный. Изготовим с него позитивное изображение так, чтобы интервал его равнялся вредному контрасту на желтом негативе по пурпурной краске. Совместим желтый негатив с диапозитивом. Искажение по пурпурной краске будет компенсировано (пока пренебрежем тем, что маска вносит весьма слабое искажение в изображение голубого клина; см. главу 14). Изображение, закрывающее вредное, называется цветокорректирующей маской. Негатив, с которого ее получают, — м а с к о-в ы м, а тот, который она исправляет, — маскируемым. Более подробно о цветокорректирующем маскировании см. в главе 14.
13.4. ШКАЛА ОХВАТА 13.4.1. Строение шкалы
При исследовании процесса цветовоспроизведения в качестве оригинала-дубликата выбирают шкалу (таблицу) охвата.
Она содержит большое число цветов, и не только одинарные, но и двойные, а также тройные красочные наложения и служит универсальным оригиналом-дубликатом.
Шкала представляет собой три однокрасочных ступенчатых клина, образованных красками изучаемой триады и совмещенных на подложке. Клинья соединены в шкалу тем способом, который используется в данном процессе цветовоспроизведения. В практике применяют 5—10-польные клинья. Чтобы упростить изложение, мы взяли шкалу, образованную 4-польньши клиньями. В верхней части рис. 13.7 изображена схема совмещения клиньев. Поля обозначаются цифрой — номером поля и буквой, указывающей краску.
Таким образом, в сущности, выражаются субтрактивные координаты полей: поверхностные концентрации красок или зональные оптические плотности. Если шкалы растровые, что обычно для полиграфического цветовоспроизведения, координатами могут служить относительные площади растровых элементов, выраженные в долях единицы или в процентах (см. раздел 15.2).
Рис. 13.7. Шкала (таблица) охвата:
а — чистый ряд; б — полноцветный ряд; в — дополнительный ряд; г — псевдосерый ряд, сплошные стрелки указывают полезный контраст, штриховые — вредны]"!.
Если, например, поля 4-польной растровой шкалы образованы элементами с площадями 0, 30, 60 и 90 %, то поле 2жЗп1г содержит следующие количества красок: желтой — 30 %, пурпурной — 60 %, голубой — 0 %.
Поля и ряды шкалы носят следующие названия (рис. 13.7, наверху, справа).
Изохромными по данной краске называются поля, содержащие ее постоянные количества. Например, те из них, в обозначения которых в нашем примере входит 4ж, изохромны по желтой краске: она содержится на этих полях в постоянной и наибольшей концентрации. Все поля 2п содержат одинаковые и небольшие количества пурпурной краски: 4ж2п1г, 2ж2п4г и т. д.
Поля шкалы, образованные только одной краской, но взятой в разных поверхностных концентрациях, образуют чистый ряд (рис. 13.7, а). Например, чистый ряд по пурпурной краске составляют поля 1ж1п1г, 1ж2п1г, 1жЗп1г, 1ж4п1г.
Примеры чистых рядов показаны также на рис. 13.2, а.
Поля, содержащие одну краску в переменных количествах при постоянной и наибольшей поверхностной концентрации другой, составляют полноцветный ряд шкалы охвата (рис. 13.7, б). Поля 1ж1п4г, 1ж2п4г, 1жЗп4г, 1ж4п4г образуют полноцветный пурпурно-голубой ряд (голубая — в максимальной концентрации, пурпурная — в переменной).
Если переменное количество одной из красок сочетается с постоянными и наибольшими количествами двух других, то такой ряд (дополняющий чистый до черного) называется дополнительным (рис. 13.7, в). Поля 4ж4п1г, 4ж4п2г, 4ж4пЗг, 4ж4п4г образуют дополнительный ряд по голубой краске.
Совокупность полей, каждое из которых содержит одинаковые количества всех трех красок, составляет псевдосерый ряд, обычно называемый просто серым или условно серым. В нашем примере псевдосерый ряд образован полями 1ж1п1г, 2ж2п2г, ЗжЗпЗг, 4ж4п4г.
Оригиналы клиньев, их негативы, диапозитивы, а при полиграфическом воспроизведении — шкалы и печатные формы называются модельными.
Все соотношения, полученные выше, при рассмотрении процесса воспроизведения однокрасочных наложений, сохраняются и для шкалы охвата. Это следует из того, что однокрасочные наложения представляют собой ее чистые ряды. В то же время введение в дубликат 2- или 3-красоч-ных наложений позволяет получить новые закономерности.
13.4.2. Цветоделенные негативы шкалы
Шкалу охвата можно было бы воспроизвести достаточно точно, если бы в результате цветоделения получились негативы, подобные идеальным Г, П и Ж, представленным в левой части рис. 13.7. Изготовление с них диапозитивов и затем однокрасочных изображений привело бы к получению точных копий однокрасочных клиньев шкалы. Их совмещение дало бы вполне удовлетворительную репродукцию.
В реальном процессе путем обычного цветоделения оригинала такие негативы получить невозможно. Их характер
зависит от свойств красок, которыми образована шкала.
Рассмотрим результат цветоделения для случая, когда она выполнена красками, спектральные кривые которых показаны на рис. 13.3, где голубая краска, кроме полезного поглощения в красной зоне, имеет заметное вредное в зеленой; пурпурная, кроме полезного, обладает большим вредным поглощением в синей зоне; желтая близка к идеальной: имеет очень малое поглощение в зеленой зоне, которым можно пренебречь.
На голубом (краснофильтровом) негативе оптические плотности, вообще говоря, зависят от поглощения красок в красной зоне. В нашем случае зависят только от полезного поглощения голубой краски, так как другие в красной зоне не поглощают. Следовательно, качество цветоделения определяется не свойствами выделяемой, а свойствами невыделяемых красок. Голубой негатив, таким образом, имеет контраст только по голубой краске и при выбранной триаде (рис. 13.3) тождествен идеальному. В случае красок, применяемых на практике, желтая и пурпурная обладают в красной зоне слабым вредным поглощением, и поэтому голубой негатив может несколько отличаться от показанного на рис. 13.7.
Оптические плотности пурпурного (зеленофильтрового) негатива зависят не только от количеств пурпурной, но и голубой, которая заметно поглощает в зеленой зоне спектра. Поэтому пурпурный негатив имеет градацию не только по пурпурной краске, как это должно быть в идеале, но и по голубой (см. рис. 13.7). При этом контраст по пурпурной краске значительно больше, чем по голубой.
Желтый негатив, как следует из рисунков, обладает значительным вредным контрастом по пурпурной краске.
Вредные поглощения в тех зонах, где мы пренебрегли весьма малыми зональными плотностями красок, существенно не меняют картины искажений.
13.5. ПОЛОСА ЦВЕТОДЕЛЕНИЯ
Шкала охвата дает возможность получить графические зависимости, более полно характеризующие цветоделение, чем рассмотренные выше графики отделяемости.
Сравним чистый и дополнительный ряды на одном из цветоделенных негативов шкалы охвата.
Пусть это будет пурпурный негатив. На рис. 13.8 показаны поля только чистого и дополнительного рядов, а остальные не заштрихованы (ср. с негативом П в правой части рис. 13.7). Оптические плотности полей дополнительного ряда меньше, чем полей чистого. Это объясняется тем, что чистый ряд содержит в оригинале только одну краску, а дополнительный — все три, и все они в той или иной степени поглощают в зоне пропускания выделительного светофильтра: одна -- полезно, а две другие — вредно. Так как невыделяемые краски находятся на полях дополнительного ряда таблицы в максимальных количествах, то оптические плотности полей негатива этого ряда являются наименьшими при данном содержании выделяемой краски на поле оригинала. Иными
Рис. 13.8. Чистый и дополнительный ряды пурпурного негатива шкалы
словами, например, поле Зп оригинала шкалы (рис. 13.8), содержащее постоянное количество пурпурной краски, не может при данном градационном процессе обеспечить .на цветоделением негативе оптическую плотность, большую, чем это показано в левой части рисунка, и меньшую, чем в правой.
Выразим рассмотренные соотношения графически (рис. 13.9). По оси ординат отложим количества краски, содержащиеся в оригинале шкалы охвата. В нашем случае они заданы номером поля. Иногда вместо этого откладывают эффективные плотности (см. раздел 13.6), площади растровых элементов и другие характеристики количества краски. По оси абсцисс отложим оптические плотности цветоделенных негативов шкалы (или обратные логарифмы актиничности полей, оптические плотности диапозитивов и т. д.). В выбранной системе координат вычертим кривые, выражающие только что рассмотренные свойства чистого и дополнительного рядов. Это — градационные кривые, но построенные несколько необычно: количество краски дается в функции оптических плотностей негатива, а не наоборот.
Так как негативные плотности полей чистого ряда больше, чем дополнительного, то градационная кривая чистого лежит правее кривой дополнительного.
Смещение кри вых определяется степенью поглощения невыделяемых красок в дополнительном ряду, т. е. их цветоделительными свойствами.
Совокупность градационных кривых чистого и дополнительного рядов, представленных указанным способом («на боку»), называется полосой цветоделения. Внутри нее по горизонтали находятся точки, выражающие возможные количества выделенной краски, если в оригинале концентрация постоянна, а невыделяемые краски при
Рис. 13.9. Полоса цветоделения:
а — к получению полосы; б — положение градационной кривой псевдосерого ряда; в — деформация полосы при нарушении аддитивности плотностей в дополнительном ряду
этом содержатся в переменных количествах — от нуля в чистом ряду до максимума в дополнительном.
Полосы цветоделения, построенные для всех трех цветоделенных негативов, дают полную картину состояния цветоделения при использовании данных красок.
На примере полосы цветоделения удобно продемонстрировать так называемые искажения цветоделения по недостатку краски. Из рис. 13.8 видно, что чистый ряд получит при воспроизведении меньше краски, чем дополнительный: негатив чистого ряда имеет большие плотности, чем негатив дополнительного. То же графически выражено и полосой — градационная кривая чистого ряда расположена правее кривой дополнительного. Снижение плотностей негатива дополнительного ряда — следствие вредного поглощения невыделяемых красок.
Однако возможен и другой подход к этим явлениям. За норму количества краски в репродукции можно принять ее содержание как в чистых, так и в дополнительных рядах.
В первом случае дополнительные, как было принято выше, считаются искаженными по избытку краски. Во втором чистые ряды рассматриваются как искаженные по недостатку.
В соответствии с этими точками зрения можно подбирать режимы градационного процесса. Если выбрать их так, чтобы цвета чистых рядов оказались достаточно насыщенными, то дополнительные получат избыток краски. Последствия этого нежелательны: одно из них — потеря деталей в тенях изображения.
Такие искажения либо неустранимы, либо исправляются с большим трудом. Поэтому при определении режима градационного процесса удобнее принимать за норму количество краски в дополнительных рядах. Тогда чистые оказываются искаженными по ее недостатку. Этот дефект устраняется легче. Практика полиграфического цветовоспроизведения пользуется именно таким подходом: цвета, воспроизводимые одной краской, считаются искаженными по ее недостатку. Для повышения их насыщенности применяется ретушь диапозитивов — оптические плотности в нужных местах увеличивают обычными средствами ретуши.
Определим теперь положение градационной кривой псевдосерого ряда относительно полосы цветоделения. Его первое (т. е. белое) поле дает на негативе такую же оптическую плотность, как и первые поля остальных рядов (рис. 13.9, б), потому что все они не содержат краски. На втором поле псевдосерого ряда содержание невыделяемых красок невелико. Следовательно, плотность его негативного изображения Dc получается большей, чем плотность второго поля дополнительного ряда Dд, которое в оригинале содержит искажающие невыделяемые краски в максимальных количествах. В то же время плотность Dc меньше плотности Dч негатива второго поля чистого ряда, на котором нет невыделяемых красок. Поэтому вторая точка кривой псевдосерого ряда находится в середине полосы. Следовательно, в середине полосы лежат и другие точки, а значит, и вся градационная кривая псевдосерого ряда.
На рис. 13.9, а и б кривые чистого и дополнительного рядов параллельны. Это можно наблюдать, когда краски подчиняются закону Бугера—Ламберта—Бера, т. е. оптические плотности красочных слоев аддитивны. Причиной нарушения аддитивности могут быть не только отклонения от этого закона, но и другие явления, например взаимодействие красочных слоев. Если по какой-либо причине аддитивность нарушается, то суммарные оптические плот-
ности полей дополнительного ряда оказываются в оригинале меньшими суммы плотностей (а в негативе большими) и эта разница возрастает с ростом количеств красок (рис. 13.9, в). В этом случае увеличивается отражение поля оригинала, и градационная кривая смещается так, как показано на рис. 13.9, в. Негатив в области малых плотностей оказывается более плотным, чем при нерассеивающих красках, и полоса цветоделения сжимается в верхней ее части.
Градационная кривая псевдосерого ряда служит границей, разделяющей обе области полосы — искажений по избытку краски и по ее недостатку. Действительно, любая точка кривой указывает негативные плотности, которыми воспроизводятся количества краски, как раз нужные для образования серого цвета. Если негативные плотности оказываются большими, чем следует из кривой, то краски в репродукции серого ряда содержится меньше, чем необходимо для того, чтобы цвет получился действительно серым. Это расценивается как недостаток краски. Если же плотности негатива меньше, чем того требует кривая, то это приводит к избытку краски: поле приобретает соответствующий цветовой тон. Поэтому часть полосы, лежащая выше кривой псевдосерого ряда, — область искажений по недостатку, а та, которая расположена ниже, — область искажений по избытку (рис. 13.9, б).
Таким образом, информация, содержащаяся в полосе цветоделения, обширна. О цветоделительных свойствах можно судить по ширине полосы, о степени светорассеяния в красочных слоях (или других нелинейных искажениях) — по углу между кривыми, ограничивающими полосу, и, наконец, по ширине верхней и нижней частей полосы — об искажениях по недостатку и избытку краски.
Полоса цветоделения, показанная на рис. 13.9, была предложена Н. Д. Нюбергом. Иногда ее строят иначе. В. А. Зернов предложил откладывать по оси ординат величины, определяющие требуемые количества краски, а по оси абсцисс — фактически получаемые. Л. Ф. Артюшин пользуется полосой, построенной в координатах Dэф (сп).
13.6. МЕРА КОЛИЧЕСТВА КРАСКИ
Одним из услоьий точного воспроизведения цветов оригинала служит строгая согласованность (сбалансированность) частичных изображений по градации — контрасту, количествам красок, степени проработки теневых и световых деталей. Если это условие не соблюдено, то хроматические цвета оригинала при воспроизведении искажаются по цветовому тону, а ахроматические приобретают тот или иной тон.
Например, в случае, когда желтое частичное изображение содержит меньше краски, чем голубое, зеленые участки оригинала получаются на репродукции сине-зелеными, а серые — синеватыми.
В основе представлений о балансе находится понятие о мере количества краски. Не установив указанную меру, нельзя сделать заключение о соотношении количеств красок, например желтой и голубой. Если не установлена мера, то непонятно, что означает «мало» желтой.
В теории цветовоспроизведения принято устанавливать количество краски по ее вкладу в образование нейтрального по цвету поля. Краски, взятые в одинаковых количествах, определяемых указанной мерой, дают при их тройном наложении (голубая + пурпурная + желтая) ахроматическое поле — серое или черное. Опыт показывает, что количества красок, сбалансированные «по серому», обеспечивают и правильное воспроизведение (при точном цветоделении) хроматических цветов. Аналогичный принцип используется и при количественном выражении реакций цве-тоощущающих рецепторов глаза: если цвет ощущается как ахроматический, то реакции фоторецепторов считаются равными.
В черно-белой репродукции и, в частности, в фотографии количество краски (например, металлического серебра) выражают через оптическую плотность почернения. Эта мера связана с концентрацией краски линейно, по закону Бугера—Ламберта—Бера, и в то же время служит мерой светлоты в соответствии с законом Вебера—Фехнера.
Сравнивать количества красок субтрактивного синтеза по их концентрации (поверхностной или объемной) не имеет смысла прежде всего потому, что такая оценка учитывает удельную массу краски, которая не имеет отношения к цветовоспроизведению. Тождественные по цветности краски могут обладать разными удельными показателями поглощения к, или, как говорят, разной интенсивностью. Следовательно, взятые в одинаковых поверхностных- концентрациях сп они отражают излучения, вызывающие разные по уровню реакции рецепторов глаза.
Поле, образованное наложе нием всех трех красок, взятых в одинаковых поверхностных концентрациях, по этой причине только случайно может получиться ахроматическим — серым или черным.
Ахроматическим считается цвет, который возникает в результате одинаковых реакций всех трех приемников данного анализатора (т. е. глаза, позитивного цветофотографи-ческого материала, электронного цветоделителя и т. д.). Однако кривые спектральной чувствительности приемников разных анализаторов не совпадают. Поэтому «серая» в отношении цветофотографического позитивного материала шкала может оказаться не серой в отношении глаза, и наоборот — визуально серая шкала может копироваться на разные слои цветофотографического материала по-разному, не давая нейтрально-серого изображения.
Поэтому мера количества краски, определяемая ее «вкладом в серое», зависит от типа анализатора. Иными словами, для изображения, предназначенного для рассматривания, существует одна мера количества краски, а для изображения, которое изготовлено для последующего копирования, — другая.
В качестве меры, отвечающей изложенным выше представлениям о «вкладе в серое», принята эффективная плотность Dэф?, определяемая как логарифмированное отношение эффективного потока Рэф0?
падающего на окрашенную поверхность, к эффективному потоку Рэф?, отраженному ею:
(13.1)
Эффективным потоком называется произведение чувствительности приемника S?. на падающий на него поток излучения Ф0?:
или интегральный эффективный поток:
где s (?) — функция спектральной чувствительности приемника; Ф0
(?) — функция спектрального распределения мощности излучения.
Эффективный поток служит мерой реакции приемника, в отношении которого он определен. Реакция остается постоянной при постоянстве эффективного потока. Факторы S? и Фо?
взаимозаместимы.
Таким образом, интегральное значение эффективной плотности определяется выражением:
(13.2)
где р (?) — функция спектрального распределения коэффициента отражения краски; si (?) — функция спектральной чувствительности i-того (т.
е. красного, зеленого или синего) приемника данного анализатора.
Функции Si (?) определяют тип оптической плотности. Если это функции (кривые) основных возбуждений или линейно связанные с ними функции сложения той или иной колориметрической системы, то соответствующая эффективная плотность называется колориметрической Dкол Если это кривые спектральной чувствительности приемников цветофотографического материала (сине-, зелено- и красночувствительных слоев позитивной пленки), то эффективная плотность называется копировальной Dкоп.
Если эффективные плотности некоторого участка на всех трех частичных изображениях одинаковы, то соответствующие количества красок считаются равными. На изображении участок получается ахроматическим по цвету в отношении данного анализатора. Если, например, равны колориметрические плотности, то он ахроматичен зрительно.
Из формулы (13.2) ясен и принцип численной оценки рассматриваемой величины. Эффективная плотность поля, занятого данной краской, равна единице, если оно ослабляет эффективный поток в 10 раз.
Существуют три способа определения эффективности плотности: расчетный, денситометрический и экспериментальный.
При расчете пользуются приближенной формулой
(13.2, а)
Значения входящих в нее величин берут из справочников, в которых даются таблицы соответствующих функций. Спектральные интервалы, через которые суммируют s?,
Рис. 13.10. Схема определения эффективной плотности
Фо? и р?, выбирают в соответствии с требованиями к точности расчета.
Денситометрический метод определения заключается в измерении эффективной плотности через светофильтры, которые приводят спектральные чувствительности денситометра к чувствительностям приемников анализатора, например глаза. Практически часто удовлетворяются измерением оптических плотностей через зональные светофильтры — красный, зеленый и синий, определяя таким образом приближенные значения эффективных плотностей .
При ответственных определениях эффективные плотности находят экспериментально. Остановимся на измерении копировальных плотностей методом фотографического фотомет-рирования. На материал, в отношении которого определяется Dкоп, копируют совместно два объекта — измеряемый (цветное изображение, шкала или просто поле) и эталон, которым служит серая шкала с известными оптическими плотностями. Определение основано на том, что поля обоих объектов дают одинаковый копировальный эффект в том случае, если их копировальные плотности равны. Находят оптическую плотность копии измеряемого поля и затем численно ту же плотность на копии эталона. Соответствующая плотность эталона есть копировальная плотность измеряемого объекта.
Однако в большинстве случаев численное значение оптической плотности копии измеряемого поля на копии эталона найти нельзя. Ее плотности оказываются большими или меньшими, чем даваемая измеряемым полем. Тогда прибегают к интерполяции. По результатам копирования эталона строят градационную кривую Dксер — = f (Dорсер). пример которой показан на рис. 13.10. На ее оси. ординат находят точку, выражающую плотность копии измеряемого, т. е. цветного, поля (на рисунке показано стрелкой). Затем по этой точке определяют значение плотности поля серой шкалы, которое вызывает соответствующее почернение на копии. Эта плотность есть одновременно и копировальная плотность измеряемого поля, поскольку эталон и измеряемый оригинал дают одинаковые копировальные эффекты при равных копировальных плотностях. В примере, приведенном на рисунке, цветное поле, давшее на копии оптическую плотность DKцв = 1,8, имеет копировальную плотность Dкоп = 0,8.
Итак, мера количества краски в процессах цветовоспроизведения — ее эффективная плотность.
Вместо общих обозначений Dэф, Dкол, Dкоп часто применяют конкретные Di (где і — общее обозначение краски — ж, ,п или г) или Di (где i — зона, в которой измерена данная эффективная плотность — с, з или к).
13.7. УРАВНЕНИЯ ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЦВЕТОДЕЛЕНИЯ
Полным и наглядным описанием процессов цветоделения и цветовоспроизведения являются системы уравнений. Одна из них — уравнения цветовоспроизведения — характеризует конечный результат процесса, показывая, какими количествами красок воспроизводятся поля каждой из однокрасочных шкал оригинала. Уравнения цветоделения
Рис. 13.11. Оригинал-дубликат, выбранный для получения уравнений
дают представление о цветоделительных свойствах красок триады. Они выражают связь между количествами красок на каждой из шкал оригинала и их эффективными в отношении данного фотографического приемника плотностями.
Уравнения цветовоспроизведения.
Возьмем снова простейший дубликат — три однокрасочных клина и расположим их так, как показано на рис. 13.11. Пусть краски, которыми изготовлены клинья, те же, что и на рис. 13.3. Но теперь, чтобы получить достаточно общий результат, будем учитывать их поглощение и в тех зонах, где оно минимально.
Представим схематически эффективные плотности шкал в отношении трех фотографических приемников — сине-фильтрового, зеленофильтрового и краснофильтрового
(рис. 13.12). Как было отмечено в разделе 13.6, они зависят от зональных плотностей красок и зональной чувствительности материала. Основное влияние практически оказывают зональные свойства красок. Поэтому, например, за синим светофильтром возникают три эффективных изображения: желтое — самое контрастное, пурпурное — менее контрастное и голубое, имеющее очень небольшой интервал. Это свя-
Рис. 13.12. Схема распределения эффективных плотностей оригинала за цветоделительными светофильтрами'. / — синий светофильтр; 2 — зеленый светофильтр; 3 — красный светофильтр
зано с тем, что в синей зоне (рис. 13.3) плотность желтой краски велика, пурпурной — заметно меньше, а синей — совсем незначительна.
Подобным же образом объясняется характер и других эффективных изображений, показанных на рис. 13.12.
Получив с клиньев оригинала негативы, а затем диапозитивы, превратим их в однокрасочные изображения.
На рис. 13.13 они показаны подготовленными к совмещению. В результате наложения выделяемые краски «загрязняются» теми, которые не должны быть выделены. Степень «загрязнения» можно описать системой уравнений, которые называются уравнениями цветовоспроизведения. Как видно из рисунка, каждая из шкал репродукции образуется наложением трех однокрасочных шкал:
одной — полезно выделенной и двух — «загрязняющих». Выразим количества красок в каждой из них плотностями Dip, а количества красок в оригинале Di . Получим графики Dip(Diop). Как и любые градационные зависимости, они при достаточно большом интервале оригинала нелинейны. Аппроксимируем их прямыми, что допускается линейной теорией цветовоспроизведения. Семейства графиков показаны на рис. 13.14, где каждая из прямых характеризует градационные свойства желтой, пурпурной и голубой шкал, составляющих данное изображение, например репродук-
Рис. 13.13. Частичные изображения оригинала, подготовленные к совмещению
цию желтой шкалы, которая, как видно из рис. 13.13, получается наложением контрастной желтой шкалы, малоконтрастной пурпурной и очень малоконтрастной голубой. Так как прямые выходят из начала координат (первые поля репродукции и оригинала не содержат краски), то каждая из них выражается уравнением
(13.3)
где Ц — угловой коэффициент прямой, называемый коэффициентом цветовоспроизведения.
Плотность любого поля репродукции (рис. 13.13) для красок, подчиняющихся закону Бугера—Ламберта—Бера, есть сумма плотностей составляющих его частичных полей— желтого, пурпурного и голубого. Следовательно, заменив для частичных полей общий индекс / конкретными индексами — ж, п и г, запишем для каждого поля репродукции:
(13.4)
Подставив уравнение (13.3) в (13.4), получим
(13.5)
Заменив i и j индексами зон и красок, получим уравнения цветовоспроизведения:
(13.6)
Иногда плотности Dжор, Dпор и Dгoр в уравнениях (13.6) заменяют пропорциональными им величинами — приведенными концентрациями красок (см.
с. 207).
Рис. 13.14. Градационные графики частичных изображений, составляющих каждую из шкал репродукции (аппроксимировано прямыми)
Уравнения (13.6) показывают, какими количествами каждой из красок воспроизводятся голубая, пурпурная и желтая шкалы оригинала в его репродукции, и позволяют судить о качестве цветовоспроизведения. Если оно идеально, угловые коэффициенты при плотностях невыделяемых красок равны нулю. Это значит, что шкала воспроизводится только той краской, которой она образована в оригинале. При неидеальном цветовоспроизведении эти коэффициенты отличны от нуля. В этом случае шкала-репродукция воспроизводится не только той краской, которой она выполнена в оригинале, но и другими, для которых kji?0. В первом уравнении системы (13.6) загрязняющие количества красок характеризуются двумя последними членами, во втором — первым и последним и в третьем — двумя первыми. Если интервал оригинала равен интервалам частичных изображений (дубликационно точное воспроизведение), то все коэффициенты при плотностях выделяемых красок равны единице.
Систему.(13.6) часто представляют в виде матрицы цветовоспроизведения:
(13.7)
Ее столбцы составлены из коэффициентов kji при плотностях данного однокрасочного (например, желтого) изображения в каждой из зон. Строки матрицы — коэффициенты kji. частичных изображений в данной зоне.
Значения kji. зависят, во-первых, от цветоделительных свойств красок и, во-вторых, от факторов, действующих после цветоделения — условий получения диапозитивов, способов превращения ахроматических изображений в однокрасочные, и т. д. Эти факторы называются градационны м и.
Основные трудности процесса цветовоспроизведения заключаются в коррекции «недостатков цветоделения». Поэтому оценка собственно цветоделительных свойств красок имеет первостепенное значение. Для этой цели служат уравнения цветоделения.
Оптические плотности красок, подчиняющихся закону Бугера—Ламберта—Бера, пропорциональны поверхностным концентрациям D = xсп.
Поверхностную концентрацию сц принято нормировать, т. е. выражать в относительных единицах. Один из способов нормирования состоит в том, что за единицу поверхностной концентрации краски принимают такое ее количество, приходящееся на 1 м2, которое в смеси с соответствующими количествами двух других красок обеспечивает образование серого поля, имеющего оптическую плотность, равную единице. Измеренная таким образом концентрация называется приведенной к серому. Оптическая плотность красок, подчиняющихся закону Бугера—Ламберта— Бера, связана с приведенной к серому концентрацией С соотношением
(13.8)
где коэффициент б показывает, какая оптическая плотность приходится на единицу приведенной концентрации. Коэффициент ? — D : С называется приведенным показателем поглощения или удельной
(приходящейся на единицу приведенной концентрации) плотностью.
Так как любая реальная краска поглощает в трех зонах спектра, то все три ее зональные эффективные плотности пропорциональны приведенной концентрации:
Dэфі = ?jiCj. (13.9)
Значения коэффициентов Ц зависят от зональных свойств красок, эффективные плотности которых в зонах выделения больше, чем в зонах вредного поглощения. На рис. 13.15 представлены графики, выражающие формулу
Рис. 13.15. Графики зависимости эффективных плотностей оригинала от количеств каждой из красок (аппроксимировано прямыми)
(13,9). Они показывают, как зависит эффективная плотность краски в данной зоне от ее приведенной концентрации и тем самым определяют фотографические свойства оригинала. Такие графики, в отличие от показанных на рис. 13.14, характеризуют собственно цветоделительные свойства красок, безотносительно к способам проведения следующих стадий процесса — получению негативов, позитивов, частичных изображений.
Если некоторое поле оригинала образовано наложением трех красок, то его эффективные плотности в каждой из зон спектра равны:
Раскрыв значения i, получим систему уравнений цветоделения:
(13.11)
Чтобы можно было сравнивать цветоделительные свойства разных триад красок, коэффициенты ?ji нормируют, так, чтобы их сумма в каждом уравнении равнялась единице.
О качестве цветоделения судят по значениям коэффициентов Ц при членах уравнений (13.11), выражающих плотности невыделяемых красок. Чем они ближе к нулю, тем совершеннее цветоделение.
Обычно систему (13.11) заменяют матрицей цветоделения, которая называется также матрицей цветоделительных характеристик:
(13.12)
Качество цветоделения определяется степенью отклонения недиагональных элементов матрицы от нуля (диагональ ?жс?пз?гк.
Таким образом, уравнения цветоделения описывают эффективные в отношении цветоделительных приемников плотности оригинала в зависимости от приведенных концентраций красок на его полях. Эти плотности, в числе других факторов, определяют градацию каждого из частичных изображений, которая выражается уравнениями цветовоспроизведения. Следовательно, между уравнениями цветоделения (свойствами оригинала) и уравнениями цветовоспроизведения (свойствами частичных изображений) существует зависимость, подчиняющаяся соотношениям теории градационного воспроизведения, рассматриваемой в курсе теории фотографических процессов.
Пользуясь указанными соотношениями, найдем связь между коэффициентами kji
и ?ji. На рис. 13.16 показана система градационных графиков, которая иллюстрирует эту связь. Все нелинейные зависимости аппроксимированы прямыми.
На графике / взята одна из прямых по рис. 13.1, где tg? = ?жc
График 2 дает представление о характере преобразования эффективных плотностей шкалы в оптические плотности негатива. Положение графика определяется свойствами негативного материала — его коэффициентом контрастности. Обозначим tg ? = ??.
График 3 связывает оптические плотности позитива и негатива. Угол его наклона определяется коэффициентом контрастности позитивного материала: tg ? = ??.